Керамические формы для фьюзинга. Фьюзинг - материалы и изготовление Сувениры из стекла

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Стеклоформы — специальные изделия из различного термостойкого материала, с помощью которых расплавленному стеклу можно придать различную форму. Стеклоформ существует огромное количество,они отличаются по цене и материалу, из которого они изготовлены.
Изготавливать стеклоформы можно и самостоятельно, например, из нержавеющей стали или глины.
Что же касается классификации стеклоформы,то здесь все просто. Они классифицируются по способу отекания стекла - в стеклоформу (Slumping ) и по стеклоформе (Draping ).

При отекании по стеклоформе стекло отекает по внешней стороне формы, обычно края имеют волнистые края (плафон,вазы). Но наиболее распространен способ отекания в стеклоформу. Такие стеклоформы имеют отверстия для отвода воздуха. Следует следить за тем чтобы отверстия не засорялись, иначе есть вероятность захвата воздуха и появления пузырей. С помощью таких стеклоформ можно изготовить любые вогнутые изделия.


Стеклоформы из гипса с добавками.
Очень часто специалисты, работающие с глиной или другими похожими материалами, используют гипс для изготовления различных форм. Его очень легко найти, он распространен и недорог, с ним достаточно легко работать. Но для изготовления стеклоформ, гипс не может использоваться в чистом виде из-за недостаточной термостойкости.
Для того чтобы увеличить стойкость гипса к воздействию высоких температур при нагревании, оптимально добавить к гипсу песок, поскольку он состоит преимущественно из кварца, который очень устойчив к воздействию высоких температур. Полученные таким образом стеклоформы, выполненные из гипсопесчаной смеси, не нуждаются в дополнительном покрытии глазурью, предотвращающей прилипание стекла к форме. Поэтому такие формы чаще всего используют при технологиях печной и стекольной отливки, отекания.
Гипсопесчанные стеклоформы, наряду с многими преимуществами, имеют и недостатки. Это в первую и главную очередь относиться к их созданию — это достаточно сложный и трудоемкий процесс по сравнению с созданием форм из других материалов. Создание форм требует от мастера аккуратности и терпения.


Цементная стеклоформа.
Для изготовления таких стеклоформ нужен или термостойкий глиноземистый или водостойкий контактно-конденсационный цемент. Поскольку весь цемент выпускается в виде готовой сухой смеси, в него добавляют воду и тщательно размешивают. Готовый раствор не должен быть слишком жидким. После изготовления формы ее сушат и покрывают мыльным раствором который препятствует схватыванию цемента со стеклом.
В 90% случаях из цемента делают формы для отекания.


Стеклоформы из керамического волокна.
Материалов из керамического волокна сегодня существует очень много. При фьюзинге чаще всего применяют термостойкую бумагу, изготовленную из керамического волокна, которую обычно используют для покрытия подложки или пода печи для предотвращения прилипания стекла. Также кроме термостойкой бумаги, из керамического волокна изготавливают термостойкое полотно, футеровочные плиты и различные фасонные изделия.
Практически любые изделия из керамического волокна можно использовать для изготовления стеклоформ. Материал сначала необходимо замочить в воде, а затем вручную или с помощью шаблона сформировать из него будущую стеклоформу. После полного высыхания и извлечения шаблона форма может уже использоваться.


Стеклоформы из нержавеющей стали.
Формы из нержавеющей стали очень долговечны и практичны. Нержавеющая сталь является идеальным материалом для стеклоформ. В качестве формы можно использовать практически любой предмет из нержавейки,можно также заказывать формы у изготовителей различных деталей и агрегатов. В форме должны присутствовать несколько отверстий диаметром 2-4 мм для отвода воздуха при отекании стекла.
Коэффициент теплового расширения нержавеющей стали стали больше, чем стекла, поэтому стальные стеклоформы наиболее подходят для отекания стекла по стеклоформе.
При использовании стальных стеклоформ не рекомендуется нагревать печь до температуры 800 градусов и выше, поскольку при такой температуре происходит прилипание стекла к металлу.


Стеклоформы из каолина.
Каолин — это материал природного происхождения (глина белого цвета), состоящий преимущественно из минерала каолинита. Он образуется при выветривании горных пород, содержащих полевые шпаты.
Стеклоформы из каолина очень распространены,само сырье дешево, формы долговечны, а качество изделий получается отменным. Кроме того, самостоятельно сделать такую форму тоже очень просто. Все это сделало эти формы самыми популярными.
Перед применением нужно полностью ее высушить,а саму рабочую поверхность покрыть глазурью для предотвращении прилипания стекла.
Глиняные формы рекомендуется использовать только при отекании в стеклоформу. Это связано с разными коэффициентами теплового расширения, то есть они разные у глины и стекла.


Формы для печной отливки.
В первую очередь эти формы необходимы для изготовления копий с оригинала. Материал для форм применяется довольно разный, в частности например гипс, глина, латекс. Каждый мастер отдает свои предпочтения тому материалу с которым ему легче работается.
Важно помнить, что после того как форма высохнет. ее необходимо снять так,чтобы она осталась неповрежденной.
Больше всего для форм подходит латекс, с ним существенно проще работать.В настоящее время существует несколько видов латекса, но оптимален латекс на водной основе. Он безвреден и не выделяет вредных паров при сушки и дальнейшем использовании.
Для начала изделие для которого необходимо изготовить форму покрывают мыльным раствором для предотвращения прилипания. Затем берут кисть с мягким ворсом (ширина кисти неважна) и наносят латекс. Примерно таким слоем как при обычной покраске. Затем надо высушить слой латекса, обычно он сохнет в течении 20 часов, затем наносят следующий и так до тех пор пока количество слоев достигнет 5-9. После этого форма аккуратно извлекается.
Форма, изготовленная из латекса, эластична и заливать тонкой струйкой расплавленный воск нужно очень аккуратно. При этом температура воска не должна превышать 100 градусов, иначе есть возможность повреждения формы.
Затем остается только дать остыть воску и вынуть нашу копию из формы.
Использовать форму можно не один раз, если за ней следить и сушить.


По материалам сайта estaz.ru

Новое направление витражной техники – фьюзинг – имеет огромное количество поклонников по всему миру. Изделия, которые получается благодаря такой технике, невероятно красивые и необычные. А как именно творить изделия методом фьюзинга в домашних условиях, вы узнаете совсем скоро.

На первый взгляд кажется, что невозможно стекло превратить в пластичный материал так, чтобы он принимал нужную нам форму, однако научно-технический прогресс творит чудеса и теперь даже в домашних условиях любой человек сможет самостоятельно сделать поделку в стиле фьюзинг. Конечно, существуют специальные печи и инструменты, с которыми работают профессионалы. Для них необходимо отдельное помещение и обязательные приспособления для сплавки стекла.

Но помимо этого есть мини-печи, в которых можно делать фьюзинг-поделки, используя лишь микроволновую печь.

Такие печи достаточно недорогие и компактные, но не всегда подойдут для объемных фигур и тарелок. На этот случай существуют домашние электрические печи для фьюзинга.

Фьюзинг не требует использования специального вида стекла, нежели профессиональный процесс сплавки. Пригодятся любые стеклянные элементы. Кроме того, не обязательно иметь стеклорез, если, конечно, нет специальной задумки. Стекло можно аккуратно разбить молоточком, осколки сложить в качестве мозаики и отправить их в печь.

Необычные техники

Существует несколько техник, которые используют мастера для создания фьюзинг-произведений:

  • техника «white light» — используется белое стекло для создания, в основном, объемных фигур;

  • окрашивание стекла йодом;

  • сплавка цветных стекол.

Последняя техника считается самой распространенной и интересной. Кроме того, в домашних условиях мастера работают именно с цветными стеклами.

В настоящей статье рассмотрим мастер-класс по созданию предмета декора из цветного стекла в домашних условиях своими руками.

Стильная подставка

Для того чтобы приготовить вот такую подставку под горячее, как выше, необходимо подготовить:

  • стеклорез;
  • инструменты для стекла – циркуль, щипцы;
  • линейка;
  • фломастер;
  • очки для защиты глаз;
  • стекло для фьюзинга;
  • и, конечно, печь.

  1. Необходимо вырезать круги разных цветов из стекла около 10 см диаметром.

  1. Цветное стекло режем на полоски по 1 см.

  1. Затем нарезаем квадраты.

  1. Таких квадратиков разных цветов должно получиться достаточно много.

5. На прозрачную круглую деталь выкладываем по краям поочередно разноцветные квадратики.

  1. Затем выкладываем детали следующим кругом.

  1. Можно зафиксировать всю конструкцию ПВА клеем, он безвреден при дальнейшем обжиге в печи.

  1. Зеленое стекло режем на кусочки, а затем на небольшие треугольники.

  1. Обрабатываем их, чтобы получить закругленную форму.

  1. Укладываем в центр круга.

  1. Далее нарезаем мелкие квадраты и укладываем их вокруг центральной фигуры.

  1. Получается такая композиция.

  1. Можно добавить мелкие стеклянные элементы в свободные места.

  1. Отправляем заготовки в печь.

  1. По истечении нескольких часов, возможно, и суток, в зависимости от печи и объема стекла, вынимаем подставку из печи и получаем просто безумно красивое творение.

Подобным образом создавать разнообразные стеклянные формы и воплощать в жизнь любые задумки и фантазии.

Такие фьюзинг-витражи активно используются в заведениях общественного питания – барах, ресторанах, а также в салонах и кабинетах красоты. Кстати, для некоторых мастеров фьюзинг станет отличной идеей для семейного бизнеса.

Видео по теме статьи

Еще больше вдохновения принесет просмотр видео, как сделать фьюзинг в домашних условиях и идеи создания предметов из стекла.

Художник и дизайнер по стеклу. Закончила Московскую государственную художественно-промышленную академию им. С.Г. Строганова, а так же Московское художественно- промышленное училище им. М.И. Калинина. Графический дизайн - моё хобби, а витражи- моё призвание. Уже почти 20 лет я работаю со стеклом. Каждый новый заказ - итог моего профессионального подхода к работе и часть моей души...


ВИТРАЖИ В ИНТЕРЬЕРЕ, ЧТО, КАК И ДЛЯ ЧЕГО?

Для многих витраж - это цветные стекла в окнах католических храмов.

Но на сегодняшний день витраж - это ещё одна возможность придать Вашему интерьеру индивидуальность, присущую только Вам. Это классические строгие узоры с переливающимися на солнце фацетными вставками. Или чудесный рисунок на окне, созданный, казалось бы, самой природой. Это и двери из цельного стекла, это кухонные фартуки , плитка, люстры, картины на стене, расписанные в технике фламандских мастеров... Сейчас новые технологии обработки стекла позволяют нам удивлять Вас все больше и больше...

ВСЕ НАШИ ТЕХНИКИ

Любая техника исполнения витража создает особую эстетику, красоту, дух и основу интерьера. Там, где есть линия классического витража Тиффни , появится графичность и четкий характер. Стекло в технике фьюзинг будет преломлять скользящий солнечный свет, в то время как стеклянная плита будет собирать и отражать лучи света сильно и мощно. Деликатная роспись придаст вашему интерьеру изысканный шик или уют. Поскольку возможностей исполнения много, следует ознакомиться с ними на следующих страницах..


Витражи важны для дизайна интерьера как мощный и выразительный декоративный элемент. Никакой другой материал не заменит стекло в интерьере.

Будь то купол потолка, стеклянная перегородка или витражные окна, их цель - украсить жилые комнаты, не мешая свету и не загромождая пространства.

В то же время важно понимать, что стекло может стать мощной доминантой, вокруг которой будет строиться весь интерьер, а может корректно дополнить уже существующий дизайн. Так, монохромные перегородки в технике моллирования , помогут удачно зонировать пространство, не загромождая его и не создавая препядствий для прохождения света.

Здесь представлены работы самых известных мастров архитектурного стекла, фьюзинга, росписи по стеклу. Эти работы вызывают у нас восхищение. Эти работы прекрасны! В наших силах повторить или создать подобное и у нас в России.

Фьюзинг - материалы и изготовление

Фьюзинг (Fusing, от англ. Fuse — «спекание, плавка») — относительно новая технология изготовления витража. Фьюзинг — техника спекания стекла в печи, в таком витраже отсутствуют металлические соединения между стеклами, стекло спекается в печи при температуре 800 °C и становится однородным, вплавляется друг в друга. Применяется, например, для изготовления межкомнатной перегородки или раздвижных дверей в помещении.

Технология берёт своё начало в 1990 году. Первый фьюзинговый витраж был сделан в Германии, где и получил наибольшее распространение. «Фьюзинг» продолжил многовековую технику горячей эмали, позволив отказаться от металлической пластины-основы.

Суть технологии достаточно проста, на стекло, называемое подложкой накладываются слои другого стекла и нагреваются до температуры спекания. После остывания получается монолитное изделие из стекла.

Существует также техника моллирования (“гнутья”) которая родственна фьюзингу. Обычно под моллированием понимают метод формования стекла, основанный на способности разогретого стекла деформироваться под действием собственного веса. При моллировании заготовка из стекла, нагретая до температуры размягчения, приобретает конфигурацию опорной формы.

Стекло при температуре 600—700°С становится относительно текучим и медленно деформируется под действием собственного веса, принимая форму опорной поверхности (формы, матрицы). При этом лист сохраняет целостность и гладкость собственной поверхности. Рекомендуемый минимальный радиус кривизны формы для формовки моллированием - 150 мм для стекла толщиной 10 мм.

Моллирование производится в плоской тоннельной печи, в верхней части которой установлены керамические электронагреватели, управляемые микроконтроллером, а в нижней — металлическая опорная поверхность (форма, матрица), на которую горизонтально устанавливается лист (пластина) стекла. Мощность типовых печей для моллирования одиночных листов размером до 2000×1000 мм при толщине до 25 мм достигает 33 кВт. В массовом производстве автостёкол используются поточные тоннельные печи с непрерывным движением форм с заготовками.

Время собственно моллирования - от 2 до 20 часов, за которым следует этап контролируемого охлаждения и отжига, снимающего напряжения в массе стекла.
Спекание отдельных листов (фрагментов, мозаичных плиток) при моллировании — возможно, но не надёжно. Качественное спекание (фьюзинг) cтекла проводится при более высоких температурах (850—1100°С), при этом отдельные листы спекаются в монолитное изделие.

При всей кажущейся простоте технологии ее сложность - это тонкости каждой отдельно выполненной работы, которые художник-стекольщик накапливает годами, познания в мире фьюзинга бесконечны.

  • Стекло для фьюзинга
  • Оборудование и инструменты
  • Материалы
  • Вспомогательные материалы
  • Технология фьюзинга
  • Режимы обжига


Стекло для фьюзинга

Любое стекло можно положить в печь и спечь. Но чтобы в результате спекания получилось долговечное и красивое изделие стекло, используемое в работе должно отвечать целому ряду требований.

Самое главное - все стекла используемые в работе должны иметь один и тот же коэффициент температурного расширения. У производителей стекла обычно используется C.O.E. (Coefficient of Expansion). В современной практике фьюзинга широко используются следующие группы стекол для фьюзинга Флоат - СОЕ 82-84, группа стекол с СОЕ 90 (BULSEYE, ARTISTA и др.), система 96 с СОЕ 96 (SPECTRUM, UROBOROS и пр.), стекла Moretti с СОЕ 104. Стекло для фьюзинга обычно имеет маркировку “Тестировано на совместимость”. Такая маркировка указывает, что данное стекло прошло проверку на соответствие СОЕ. Но одинаковый коэффициент температурного расширения не гарантирует полную совместимость стекол. Помимо КТРа на совместимость влияет еще целый ряд факторов, например жесткость стекла. Именно разные жесткости приводят к ограниченной совместимости стекол BULSEYE и SCHOTT Artista. Для ФЛОАТ группы стекол есть другая особенность. Промышленные ФЛОАТ стекла - быстротвердеющие, а цветные стекла с COE 84 очень часто медленно твердеющие и мягкие. Из-за этого - также ограниченная совместимость. Поэтому гарантию совместимости может дать только собственный опыт и скрупулезное соблюдение технологии и очень внимательная проверка на совместимость всех совместно используемых материалов.

Другое очень важное свойство стекло для фьюзинга - неизменность цвета при обжиге. Все современные стекла, предназначенные для фьюзинга имеют стабильный цвет не меняющийся (почти не меняющийся, т.к. у отдельных стекол производитель указывает о возможном незначительном изменении цвета) в процессе спекания.
Еще одно важное свойство - стойкость стекла к девитрификации, или помутнению при нагреве.

Оборудование и инструменты.

Для фьюзинга необходима печь. Печи, используемые для фьюзинга практически всегда, электрические с электронным управлением. Качество печи очень важно. Печь должна обеспечивать равномерный нагрев по всей поверхности, электронное управление должно обеспечивать нужные режимы нагрева и остывания с точностью до 5 градусов. Печь должна плотно закрываться, чтобы в ней не было “сквозняков” и в то же время предоставлять возможность быстрого охлаждения на отдельных режимах.

Вам также понадобится лещадка, т.е. плита, на которую обычно кладется изделие в печь.

Для нанесения разделителей понадобятся кисти и сита. Сита также могут быть очень полезны при нанесении мелкой фриты. Для нанесения глазури - понадобится компрессор и пульверизатор. Для обрезки края изделия после обжига - пила по стеклу. Для шлифовки и полировки края готового изделия - план-шайба.

Все остальные инструменты - обычные при работе со стеклом.

Материалы

Чтобы выровнять неровности лещадки и обезопаситься от возможного прилипания изделия к лещадке используется керамобумага, а чтобы изделие не прилипало к керамобумаге - используются различные разделители (имеются керамобумаги одноразовые, для которых разделитель не нужен).

Керамобумага существует различной ширины и толщины. Срок службы у керамобумаги ограничен, поэтому обычно используют более толстую вместе с более тонкой и более дешевой, которую кладут поверх толстой.

Существует большое количество всевозможных разделителей. Одни из них дешевы, другие позволяют многократное использование в течении длительного времени, третьи дают особенно гладкую заднюю поверхность, четвертые наоборот дают заднюю поверхность с крупной фактурой. Но у них у всех есть одно свойство - они не прилипают к расплавленному стеклу и после того, как стекло остынет его поверхность останется гладкой и блестящей.

Для предотвращения помутнения изделия при обжиге используются всевозможные глазури, которые наносятся на готовое изделие перед обжигом при помощи пульверизатора.

Для фиксации отдельных кусочков стекла на основе, называемой подложкой, используется клей.

Для фиксации фрит на изделии используется специальная жидкость, по сути тоже клей.

Вспомогательные материалы.

Керамические и металлические формы
Проволока, сетки, фольга
Эмали и краски
Металлические порошки, золото, платина.

Формообразующие материалы

Керамические и металлические формы используют для изготовления объмных изделий из стекла. Существует огромное разнообразие различных керамических форм тарелок, пепельниц, блюд и пр. Металлические формы чаще всего используются для моллирования (гнутья стекла). Другое применение металлических форм - получение изделий из стекла с глянцевой и очень ровной задней поверхностью. Все формы многоразовые. Перед каждым использованием их обрабатывают разделителями. Разные формы с разным разделителем дают в итоге разную заднюю поверхность стекла, например полированная нержавеющая сталь в комбинации с разделителем “нитрид бора” дает практически идеальную гладкую поверхность.

Проволока и сетки из специального сплава, близкого по коэффициенту температурного расширения к стеклу и впеченная в изделие позволяет достичь дополнительного художественного эффекта. Другое применение - металлические впеченные в стекло элементы могут служить для упрочнения или крепления изделия. Очень интересного эффекта можно добиться при впекании медных и латунных деталей в стекло.

Эмали и краски - это отдельная и очень обширная тема для разговора. Если кратко, то краски бывают обжиговые и низкотемпературные. Обжиговые краски представляют собой краситель с флюсом, которые при нагреваниии до рабочей температуры (как минимум размягчения стекла, т.е. около 550 град) спекаются с основным стеклом и после остывания образуют на стекле окрашенный слой. Низкотемпературные краски изготавливаются на органической основе и образуют на стекле органическую окрашенную пленку, которая держится на стекле за счет адгезии.

Низкотемпературных красок существует огромное количество. Некоторые из них требуют сушки при температуре около 200 град. Но у всех этих красок есть одно свойство - они отслаиваются от стекла.

Обжиговых красок не так много, как низкотемпературных. Они делятся на прозрачные и непрозрачные, а также эмали. Обычно под эмалью понимают краску, которая создает выпуклый стекловидный окрашенный слой на изделии. Процесс нанесения краски на стекло сильно отличается от обычного. Классический способ окрашивания стекла следующий - краска наносится на закрашиваемый участок ровным слоем, а затем тем или иным способом удаляется (соскабливается) в нужных местах и в нужных количествах. Каждый цвет наносится и обжигается отдельно, т.к. чаще всего у каждой краски своя обжиговая температура. Вначале наносятся самые тугоплавкие краски, а затем менее тугоплавкие.

Для создания металлического цвета используются специальные металлические пудры. они запекаются между стеклами и придают металлических блеск. Золото и платина имеют температуру плавления выше температуры спекания и не окисляются поэтому могут использоваться для получения золотого цвета. Золото и платина применяются как в виде фольги, так и в жидком виде.

Для придания стеклянному изделию сложной формы используются различные формообразующие материалы. Это всевозможные гипсы и бетоны, а также мягкие легкообрабатываемые плиты.

Технология фьюзинга

Суть технологии «фьюзинг» заключается в том, что на цельном пласте стекла собирается рисунок будущего витража из кусочков цветного стекла, стеклянных гранул, шихты, дротов и т.п. Затем стекло разогревается в специальной печи до температуры ≈ 850 градусов и спекается в цельный пласт. Не смотря на трудоемкость изготовления, витражи, выполненные по технологии «фьюзинг», могут иметь различную форму, толщину и фактуру. Это позволяет использовать их в качестве различных эффектных элементов интерьера: в виде перегородок, вставок в стене, в качестве столешницы, зеркала, декоративного панно, встаки в дверь, вставки в окно, ширмы. Выглядят такие витражи современно и эстетично и пользуются заслуженной популярностью. Особенно выигрышно они выглядят в интерьерах постмодернизма и хай-тека.

В зависимости от задумки и температурных режимов слои могут растекаться или же оставаться в неизменном виде. Цветовые пятна рисунка могут смешиваться, либо, напротив, - сохранять четкие очертания. Можно сделать рисунок объемным и выпуклым, а также добиться обратного, - сделать его почти плоским. В результате у Вас появляется желаемая фактура, образуется нужная толщина и рельеф стеклянного изделия.
При правильном подборе сортов стекла и температурных режимов нагрева, технология спекания позволяет достичь великолепного декоративного эффекта и высокой прочности декоративного изделия.

Режимы обжига

  • Программа обжига стекла включает 7 участков.
  • Участок нагрева до температуры 550°C. Время определяется по таблице*.
  • Участок нагрева от 550°C до рабочей температуры - как можно быстрее.
  • Выдержка на рабочей температуре - в зависимости от нужного эффекта.
  • Охлаждение от рабочей температуры до температуры начала отжига (530°C) - как можно скорее.
  • Отжиг - в соответствии с таблицей.
  • Охлаждение до точки стресса (460°C) - двойное время отжига.
  • Охлаждение до комнатной температуры.

*таблицы для каждого вида используемого стекла индивидуальны.

Рассказать друзьям