Причины возвышения атиллы среди племен гуннов. Аттила: азиат, который едва не похоронил всю Европу

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Так уж по жизни случилось, что с нашим краем и городом связаны переломные моменты великих войн и судьбы завоевателей.

Земля нашего края хранит память о персидском царе Дарии, о царе скифов Ариантре, о Тамерлане, о вожде гуннов Аттиле – завоевавшего в пятом веке по Р.Х Европу и Малую Азию, и на знамени, которого красовался двуглавый орёл.

Современные историки Европы и Азии наперегонки ищут родство своих народов с этим великим завоевателем древнего мира.

Учёные мужи ставят имя Аттилы после Александра Македонского.

Разумеется, это великая честь народа быть в родстве с таким полководцем. Поэтому, венгры считают его родоначальником венгерских королей, почётное первое место наш герой занимает в древне - германском эпосе, а наши соседи казахи настолько уверены, что он сын казахского народа, что выпустили в 2003 году серебряную монету под названием «Аттила» и написали дату 406- 453 год.

Однако, многие историки, связывают имя полководца непосредственно с нашей великой рекой Волгой.

Греческие историки, во время Великого переселения народов, Волгу называли Аттилой, Тилом, Аталис, Атель. Следовательно, грозный вождь гуннов носил имя великой русской реки и был Волжанином.

Гунны сформировались, как великий народ, в Междуречье Волги и Дона в конце четвертого столетия.

Сами они считали, что происходят от любви нечистой силы с ведьмами, « одеваются в шкуры или холщовые рубахи, на голове носят кривую шапку, на ногах мягкую обувь из козьей кожи.

У них никто не занимается хлебопашеством и не касается сохи».

Гунны были язычниками,особо чтились у них бог великан Тенгрихан, и бог громовержец Куара.

Молились они так же деревьям. Дуб - был для них священным деревом. Кстати, гунны упоминаются в исторических хрониках, как первые христиане.

Возможно, этот народ так бы и остался в истории, как народ варваров, если бы не появился Аттила.

Вождь гуннов, в середине пятого столетия по Р.Х. был на устах у всех царских дворов Европы и Малой Азии.

Его имя заставляло трепетать и вызывало страх.

Многие цари Европы хотели бы с ним породниться.

Полный титул вождя гуннов:- « Аттила всей Скифии единственный в мире правитель».

Объединив вокруг себя славянские племена, жившие на Нижней Волге и Дону, и заключив с асами-аланами союз, он вторгся в Европу.

Многие народы сдавались ему без боя.

Вождя гуннов боялись, и писатели тех времён называли его «Бичом божьим».

Вождь обладал сакральным скифским мечом Марса.

Римский секретарь Атиллы Прииск, так описывает появление у вождя гуннов Меча, что будто бы, некий пастух заметил, что одна телка из его стада хромает, но не находил причины ее ранения; озабоченный этим событием, он проследил кровавые следы, пока не приблизился к мечу, на который она, пока щипала траву, неосторожно наступила; пастух выкопал меч и тотчас же принес его Аттиле.


Тот обрадовался приношению и, возомнил, что поставлен владыкою всего мира и что через Марсов меч ему даровано могущество в войнах.

[Скифский Меч Марса

За 900 лет до Приска о священных мечах, перед которыми скифы приносили жертвы, в том числе человеческие, рассказал Геродот. Обладателю этим оружием в будущем, сулила великая слава воина. Аттила, утвердившись в мысли, что он посланец Божий смело идёт сокрушать европейские земли. И это у него хорошо получалось.

Занятный случай с ним произошёл, когда он взял Милан в 452 году. Вождь увидел картину, на которой были изображены римские императоры, а в ногах у них валялись мёртвые скифы.

Полководец приказал разыскать художника, и заставил его нарисовать себя сидящем на троне, а римских императоров высыпающими к его ногам, из мешков золото.

Успехи Аттилы крайне беспокоили Византию, и она решила уничтожить воинствующего полководца.

Византия тайно стала вести с акацирами, союзниками гуннов, переговоры.

Те были недовольны Аттилой и соглашались вступить в союз с Византией.

Оставалась маленькая формальность: вручить предавшим Аттилу вождям подарки.

Византийский посол же, не зная строгой иерархии акацирских вождей, раздал их не по установленному порядку.

Это обстоятельство его так оскорбило, что он немедля донёс Аттиле об измене.

Последний был взбешен и казнил предателей.

В предсмертном слове своём, один из вождей, крикнул проклятие Аттиле, что мол, -ты, царь гуннов тоже скоро умрёшь. И смерть твоя будет в самый славный твой день.

Аттила не предал тогда этим словам внимания.

Удовлетворившись местью, царь гуннов продолжил свой поход на Европу.

Волжанин Аттила в короткий срок подчинил своей власти все народы Восточной Европы и многие государства Малой Азии.

В промежутках между боями он решил жениться на прекрасной Ильдики.

Красавица с берегов Дуная ждала его в одной из резиденций полководца.

На праздник съехались многие цари и почётные гости. Их встречал Аттила и размешал во дворцах.

С небольшим запозданием на свадьбу прибыли и Византийские послы. Их речи были умеренны, хотя подарки они преподнесли достойные.

Вскоре Аттилу и Ильдику обвенчали, полководец был, по мнению многих историков, христианин, затем началось торжественное застолье, которое так напоминает наше-русское.

Гостям подавали отличные яства на серебряных блюдах, самому же царю подали мясо на деревянной тарелке (это была его традиция и ей он не изменял).

Пирующим подносили чарки из золота и серебра, а его чаша была деревянная.

На свадебном пиру развлекали гостей былинщики и шуты.

На протяжении застолья Аттила крепко сжимал руку своей любимой.

И вдруг глаза вождя расширились. Он отшатнулся от своей Ильдики, схватился за горло и замертво упал.

Из горла его «вулканом» лилась кровь…

Многие гости облегчённо вздохнули.

Великий полководец своего времени, перед которым трепетала вся Европа, валялся под столом и был уже не страшен.

Проклятие, брошенное акацирским вождём, сбылось.

Учёные всего мира и до сей поры в догадках, что это было?

Убийство или приступ какой-то болезни? Это случилось 453 году.

Вождь гуннов Аттила в бою.

Похоронили великого полководца на родной земле в Междуречье Волги и Дона, это была традиция, и гунны её чтили.

По воспоминаниям секретаря вождя римского историка Прииска, закопали Аттилу у него на родине, среди степей в шёлковом шатре поместили труп его, и это представляло поразительное и торжественное зрелище.

Лучшие всадники племени, объезжали кругом, то место где он был положен, при этом пели поминальные песни.

После того, как он был оплакан, они справили на его кургане «страву», сопровождая её громадным пиршеством, сочетая скорбь, смешанную с ликованием.

Ночью, тайно тело предали земле, накрепко заключив его в три гроба: первый из золота, второй их серебра, третий из крепкого железа.

Для того же, чтобы предотвратить человеческое любопытство, они убили всех кому поручено было это делать.

С этого года некогда Великая Империя гуннов стала угасать.

Обширная гуннская монархия разделилась на части и пала.

Аттила в истории известен, как первый русский полководец.

Не смотря на то, что гунны утратили былую славу, они продолжали оставаться большим и многочисленным народом с множеством самостоятельных колен.

Правда, методы ведения боевых действий изменились.

Вожди племен шли внаём в соседние государства.

Защищая интересы чужих стран, они жили по принципу, кто больше заплатит.

Поэтому один и тот же вождь, мог служить сегодня против персов, а завтра за них.

Как правило, кроме оплаты, им отдавались на грабеж и города.

Весьма жадных до войны и грабежа гуннов такая жизнь вполне устраивала.

Земля Междуречье помнит великих завоевателей Чингисхана, Тимура, Мамая, русских князей и царей Святослава, Александра Невского, Ивана Грозного, Александра Суворова, Петра Первого и др…

Греческие и римские историки: Геродот, Диодор Сицилийский, Страбон, Помпей Трог и многие другие - открыли перед нами целый мир некогда проживающих на нашей территории народов.

Это гиксосы, народ распространивший своё влияния до самого Египта, киммерийцы, скифы, русы(расены),амазонки, сарматы, гунны, хазары, половцы…

Есть гипотеза, что все перечисленные народы являются ветвями одного древа, то есть, арийского.

И жили они в Междуречье несколько тысячелетий, в силу каких-то обстоятельств, меняя своё название.

Нас же не удивляет такой факт,что за двадцатое столетие, мы были с вами великороссами, затем русскими, а теперь мы россияне.

На сравнительно небольшом пяточке Нижней Волги и Нижнего Дона находились и столицы вышеперечисленных древних народов:

Тана, Джидак, Ворочан, Саксин, столица хазарского каганата Итиль и Великий Сарай.

Эдвард Хаттон

«Аттила. Предводитель гуннов»

Моей ВОЗЛЮБЛЕННОЙ ИТАЛИИ, вместе с которой в этот час новой опасности мы вновь сражаемся с варварами

ВСТУПЛЕНИЕ

Есть народ на далеких просторах Скифии,
К востоку от хладных струй Тауриса.
Страшны они, как полярные медведи,
Грязны их тела под одеждой,
Непокорны их души,
И живут они лишь добычей войны.
Глубокие раны наносят врагам
И хранят верность заветам погибших отцов…

Этими словами Клавдий, поэт времен краха и падения Римской империи, описал гуннов пятого века, то племя Аттилы, к которому немецкий кайзер воззвал перед лицом всего мира, когда послал войска в Китай на подавление Боксерского восстания.

«Встречая врага, вы уничтожите его, не уступая ни пяди земли, никого не беря в плен. И пусть любой, кто попадет вам в руки, зависит лишь от вашей милости. Так же как тысячу лет назад гунны под предводительством Аттилы обрели славу непобедимых воинов, с которой и сейчас живут в истории, так и имя Германии должно остаться в Китае, чтобы ни один китаец не посмел бросить косой взгляд на немца».

Эти слова никогда не будут забыты, потому что они претворились в жизнь не только по отношению к китайцам, но и ко всей Европе - от бельгийцев и жителей Северной Европы до истерзанного народа Польши.

Это воспоминание о славе гуннов изумило Европу, но стоит нам вспомнить историю Пруссии, и мы расстанемся со своим удивлением, потому как пруссаки и гунны имеют много общего даже в расовом смысле, а Аттила, или Эцел, как называют его немцы, упоминается и в «Песни о Нибелунгах», и в легендах о народе Пруссии.

Мы мало знаем о гуннах пятого столетия: кто они были, откуда на самом деле пришли и куда удалились, но невозможно отрицать или сомневаться в том, что сегодняшние пруссаки являются их подлинными наследниками. И хотя, по всей видимости, мы должны отказаться от старой теории Гиббона, позаимствованной от Де Куиньи, что этот дикий народ идентичен племени хионг-ну, чьи зверства остались в истории Китая, мы, по крайней мере, можем утверждать, что он принадлежит к туранской расе, так же как финны, болгары и мадьяры, вместе с хорватами и турками. Можем ли мы уверенно считать, что и пруссаки принадлежат к этой семье?

Один из видных исследователей продемонстрировал, что население Пруссии по своему этнологическому происхождению относится к финно-славянам. Он убедительно доказывает, и история поддерживает его точку зрения, что Пруссия в этнологическом плане отличается от тех народов, которыми она ныне правит под тем предлогом, что они составляют с ней единую расу. Схожесть языка может замаскировать эту истину, но не в силах изменить ее, потому что различие носит реальный и неопровержимый характер.

Не желая подчиниться финно-славянам, подлинная Германия все же восприняла присущую им злобу и унаследовала жестокие инстинкты чужаков, подавив свой благородный дух этим железным ярмом. В основе ее союза с Пруссией лежало право меча и крови, скрепленное войной и увенчанное стихией грабежа и разрушения. Эти преступления не уступают преступлениям Аттилы, к которому Пруссия взывает как к своему истинному герою, и теперь, так же как и тогда, у нас есть право верить, в божественную Немезиду. Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, душу же свою потеряет?

И похоже, что если физически и духовно пруссаки принадлежат к финской расе, то в той же мере они имеют отношение и к туранским племенам, к которым принадлежали и гунны. Этот вывод подтверждается тысячами фактов и событий, которые мы наблюдаем сегодня, как и сотни лет назад.

Во всяком случае, имя Аттилы, которое кайзер Вильгельм II десять лет назад бросил в лицо изумленному миру, было для него столь же свято, как для Франции имена Карла Великого, Жанны д"Арк или Наполеона. И, прославляя гуннов, он унаследовал их образ действий.

И если нас хоть чему-то научили уроки истории, нам остается принять во внимание нижеследующие факты.

Рим постоянно одерживал верх над варварами, но так и не смог полностью сломить их мощь и положить конец нападениям. При встречах с римскими полководцами Аларих неизменно терпел поражения, но наконец овладел Римом. Несмотря на все старания Аэция, Аттила наконец получил возможность угрожать Италии. Велизарий и Нарсис наносили поражения Витиге и Тотиле, и все же эти варвары опустошили полуостров. Несмотря на поражения, атаки постоянно возобновлялись, потому что Рим так и не смог до конца сокрушить мощь варваров. И если мы сегодня не расплатимся с германцами полной мерой, если не сможем довести эту войну до тяжелого, но необходимого конца, то через двадцать или пятьдесят лет они снова нападут на нас и, может, тогда и придет печальный для нас час. Delenda est Carthago.

Может, Риму и было не под силу раз и навсегда положить конец наступлению варваров. Но на нашей стороне время. Если сегодня наше мужество и наша стойкость будут достаточно сильны, если мы обретем несокрушимость кремня, то сможем раз и навсегда избавить Европу от этой варварской опасности, которая, как и всегда, угрожает гибелью и разграблением цивилизации и, взывая к своим богам, не знает ни справедливости, ни жалости.

Рим не смог собраться с силами. Мы сможем. В древние времена варвары смогли сломить первый бастион цивилизации, затем пошли дальше и дальше, пока их не остановил ответный удар. Теперь у них это не получится. Железные дороги и автомобили, телеграф и телефон настолько усилили нашу возможность мобилизации всех сил, что при столкновении варваров с цивилизацией мы первым же ударом заставим их отступить. Если мы обретем волю, то сможем раз и навсегда разрушить мощь варваров, которые пытались уничтожить цивилизацию силами не только Алариха и Аттилы, но и стараниями Фридриха Гогенштауфена и Лютера. И, окончательно сломив их, мы сможем снова установить в Европе Pax Romana, а может - кто знает? - давнее единство христианского мира.

Май, 1915 год

ИМПЕРИЯ И ВАРВАРЫ

В начале пятого века нашей эры Римская империя была средоточием не только цивилизации, но и христианства. Те четыре века, что прошли с рождения Спасителя, фактически привели к созданию Европы - но не той мозаики враждебных друг другу народов, что мы видим сегодня, а цельного образования, хранящего в себе все сокровища мира. Здесь родилось и укрепилось, все, что всегда считалось вечными ценностями, - культура, цивилизация и вера, которая доставляет нам радость, и ради которой мы живем. Здесь утвердились высокие принципы развития нашего искусства, которое при всех переменах продолжает жить. Здесь утвердилось превосходство той идеи, которая вечно будет обновлять наше существование, нашу культуру, наше государственное устройство; в соответствии с ней мы формируем наши оценки, не опасаясь ни революций, ни поражений, ни краха. Мы европейцы, и наши души безоговорочно принадлежат лишь нам; мы единственные в мире, кто развивается, переходя из одного состояния в другое; мы никогда не умираем, поскольку с нами христианство.

История гуннов очень интересная. Для славянского народа она интересна тем, что есть большая вероятность того, что гунны - это Существует целый ряд исторических документов и древних писаний, достоверно подтверждающих то, что гунны и славяне являются одним народом.

Очень важно проводить постоянные исследования нашего происхождения, так как согласно существующей истории наши далекие предки до прихода Рюрика были слабой и необразованной нацией, не имевшей культуры и традиций. Согласно утверждениям некоторых ученых, дела обстояли еще хуже, так как разобщенность древних препятствовала самостоятельному управлению своими землями. Поэтому и был призван варяг Рюрик, заложивший новую династию правителей Руси.

Впервые крупное исследование гуннской культуры провел французский историк Дегинье. Оно нашел сходство между словами «гунны» и «сюнны». Сюннами называли один из самых больших народов, который жил на территории современного Китая. Но существует и другая теория, согласно которой гунны были предками славян.

Согласно первой теории гунны - это смесь двух народов, одним из которых являются угры, а вторым - хунны. Первые жили на территории нижней Волги и Урала. Хунны же являлись могучим кочевым народом.

Отношения хуннов с Китаем

Представители этого племени на протяжении многих веков проводили завоевательную политику относительно Китая и имели достаточно активный образ жизни. Они осуществляли неожиданные налеты на провинции страны и забирали все то, что им надо было для жизни. Поджигали жилища и делали рабами жителей местных деревень. Вследствие этих набегов земли были в упадке, а над землей еще долго носился запах гари и поднятый вверх пепел.

Считалось, что хунны, а несколько позже гунны - это те, что не знают ничего о жалости и сострадании. Завоеватели стремительно покидали ограбленные поселения на своих низкорослых и выносливых конях. За один день они могли преодолевать более ста верст, вступая при этом в бой. И даже Великая китайская стена не была для хуннов серьезной преградой - они легко обходили ее и осуществляли свои набеги на земли Поднебесной.

Со временем произошло их ослабление и распад, в результате которых образовались 4 ветки. Наблюдалось более активное их теснение другими, более сильными народами. Для того чтобы выжить, северные хунны в середине 2 века направились на запад. Второй раз появились гунны на территории Казахстана в 1 веке нашей эры.

Объединение хуннов и угров

Тогда когда-то сильному и огромному племени на пути встретились угры и аланы. Со вторыми отношения у них не сложились. А вот угры дали приют скитальцам. В середине 4 века возникло государство гуннов. Приоритетное положение в нем принадлежало культуре угров, тогда как военное дело было в большей части перенято от хуннов.

В те времена аланами и парфянами практиковалась так называемая сарматская тактика боя. Копье было прикреплено к туловищу животного, поэтом в удар была вложена вся сила и могущество скачущего коня. Это была весьма эффективная тактика, противостоять которой было не под силу практически никому.

Гунны - это племена, которые придумали абсолютно противоположную тактику, менее эффективную в сравнении с сарматской. Народ гунны делал акцент больше на изнурение противника. Манера ведения боя заключалась в отсутствии каких-либо активных атак или нападений. Но в то же время они не покидали поле боя. Их воины были оснащены легким вооружением, находились на значительном расстоянии от своих противников. При этом они обстреливали врагов с луков и с помощью арканов сбрасывали всадников на землю. Таким образом они изматывали противника, лишали его сил, а затем убивали.

Начало Великого переселения народов

В результате гунны покорили аланов. Таким образом, произошло образование мощного союза племен. Но в нем хуннам принадлежали далеко не доминирующие позиции. Примерно в семидесятых годах 4 века состоялось переселение гуннов через Дон. Это происшествие стало началом нового периода истории, который в наше время называется Много людей в то время покинули свои дома, смешались с другими народами и образовали совершенно новые нации и государства. Многие историки склоняются к мысли, что гунны - это те, кто должен был внести существенные изменения в мировую географию и этнографию.

Следующие жертвы гуннов - визиготы, которые обосновались в низовьях Днестра. Их также разбили, и они были вынуждены бежать к Дунаю и обратиться за помощью к императору Валентину.

Достойное сопротивление гуннам оказали остроготы. Но их ждала безжалостная расправа гуннского царя Баламбера. Вслед за всеми этими событиями в причерноморскую степь пришел мир.

Предпосылки великих завоеваний гуннов

Мир продолжался до 430 года. Этот период известен еще и приходом на историческую сцену такого человека, как Атилла. Его непосредственно связывают с великими завоеваниями гуннов, которые имели и множество других предпосылок:

  • окончание вековой засухи;
  • резкое повышение влажности в степных районах;
  • расширение лесной и лесостепной зоны и сужение степи;
  • существенное сужение жизненного ареала степных народов, которые вели кочевой образ жизни.

Но выживать как-то надо было. А компенсацию всех этих издержек можно было ждать только от богатой и сытной Римской империи. Но в 5 веке она уже не была такой могучей державой, как двести лет назад, и гуннские племена под управлением своего предводителя Ругилы легко дошли до Рейна и даже попытались наладить дипломатические отношения с Римским государством.

История говорит о Ругиле как об очень умном и дальновидном политике, который умер в 434 году. После его смерти кандидатами на престол стали два сына Мундзука, брата правителя, - Атилла и Бледа.

Период подъема гуннов

Это было начало двадцатилетнего периода, который характеризовался небывалым подъемом гуннского народа. Молодым вождям не подходила политика тонкой дипломатии. Они хотели иметь абсолютную власть, получить которую можно было только насильственным путем. Под началом этих вождей произошло объединение множества племен, к которым относились:

  • остроготы;
  • треки;
  • герулы;
  • гепиды;
  • булгары;
  • акациры;
  • турклинги.

Под гуннскими знаменами стояли также римские и греческие воины, которые достаточно негативно относились к власти Западной римской империи, считая ее корыстной и прогнившей.

Каким был Аттила?

Внешность Атиллы не была героической. Он имел узкие плечи, невысокий рост. Так как в детстве мальчик очень много времени приводил верхом на лошадях, он имел кривые ноги. Голова была настолько большой, что едва удерживалась маленькой шеей - она все время раскачивалась на ней, как маятник.

Его худощавое лицо скорее было украшено, а не испорчено глубоко посаженными глазами, заостренным подбородком и клинообразной бородой. Атилла, вождь гуннов, был достаточно умным и решительным человеком. Он умел держать себя в руках и достигать поставленных целей.

Кроме этого он был весьма любвеобильным человеком, имеющим большое количество наложниц и жен.

Больше всего на свете он ценил золото. Поэтому покоренные народы были вынуждены оплачивать ему дань исключительно этим металлом. Это же относилось и к покоренным городам. Для гуннов драгоценные камни были обыкновенными, ничего не стоящими стекляшками. А к золоту наблюдалось совершенно противоположное отношение: этот весомый драгоценный металл имел благородный блеск и символизировал бессмертную власть и богатство.

Убийство брата и захват власти

Нашествие гуннов на Балканский полуостров осуществлялось под командованием грозного вождя с его братом Бледой. Вместе они подошли к стенам Константинополя. Во время того похода было сожжено более семи десятков городов, благодаря чему варвары сказочно обогатились. Это подняло авторитет вождей на невиданную высоту. Но предводитель гуннов желал абсолютной власти. Поэтому в 445 году он убил Бледу. С того времени начинается период его единоличного правления.

В 447 году состоялось заключение договора между гуннами и Феодосием II, который был очень унизительным для Византийской империи. Согласно ему правитель империи должен был платить каждый год дань и уступить южный берег Дуная до Сингидуна.

После прихода к власти в 450 году императора Маркиана произошло расторжение этого договора. Но Атилла не стал увязываться с ним в борьбу, ведь она могла иметь затяжной характер и происходить на тех территориях, которые варвары и так уже разграбили.

Поход в Галлию

Атилла, вождь гуннов, решил совершить поход в Галлию. В то время Западная римская империя была уже практически полностью морально разложившейся, поэтому являлась лакомой добычей. Но здесь все события начали развиваться не по плану умного и хитрого вождя.

Командовал талантливый полководец Флавий Аэций, сын германца и римлянки. На его глазах мятежными легионерами был убит отец. Полководец имел сильный и волевой характер. К тому же в далекие времена изгнания они с Атиллой дружили.

Экспансия была вызвана просьбой принцессы Гонории об обручении. Появились союзники, среди которых был король Гензерих и некоторые франкские князья.

Во время похода в Галлию было разбито и сровнено с землей королевство бургундов. Затем гунны достигли Орлеана. Но взять его им не судилось. В 451 году состоялась битва на Каталаунской равнине между гуннами и войском Аэция. Она закончилась отступлением Атиллы.

В 452 году война возобновилась вторжением варваров в Италию и взятием самой сильной крепости Аквилеи. Вся долина была ограблена. Из-за недостаточного количества войск Аэций был побежден и предложил захватчикам большой выкуп за то, что они покинут территорию Италии. Поход закончился удачно.

Славянский вопрос

После того как Атилле исполнилось пятьдесят восемь лет, его здоровье серьезно подорвалось. К тому же лекарям было не под силу вылечить своего правителя. Да и справляться с народом ему уже было не так легко, как раньше. Постоянно вспыхивающие восстания подавлялись достаточно жестоко.

Старшин сын Эллак вместе с огромным войском был отправлен на разведку в сторону славянских территорий. Правитель с большим нетерпением ждал его возвращения, так как планировалось осуществление похода и завоевание территории славян.

После возвращения сына и его рассказа об обширности и богатстве этих земель предводитель гуннов принял достаточно необычное для него решение, предложив славянским князьям дружбу и покровительство. Он планировал создание их единого государства в империи гуннов. Но славяне отказались, так как очень дорожили своей свободой. После этого Атилла решает жениться на одной из дочери князя славян и таким образом закрыть вопрос о владении землями непокорного народа. Так как отец был против такого замужества своей дочери, его казнили.

Женитьба и смерть

Свадьба, как и образ жизни предводителя, имела обычный размах. Ночью Атилла с супругой удалились в свои покои. Но на следующий день он уже не вышел. Воины были обеспокоены его столь длительным отсутствием и выбили двери покоев. Там они увидели своего правителя мертвым. Причина смерти воинственного гунна неизвестна.

Современные историки предполагают, что Атилла болел гипертонией. А наличие юной темпераментной красавицы, чрезмерного количества алкоголя и повышенного артериального давления стало той гремучей смесью, которая и спровоцировала смерть.

Существует достаточно много противоречивых сведений о погребении великого воина. История гуннов говорит о том, что место погребения Атиллы - русло большой реки, которая была временно перегорожена плотиной. Кроме тела правителя в гроб положили очень много дорогих украшений и оружия, а тело засыпали золотом. После проведения похорон русло реки было восстановлено. Всех участников похоронной процессии убили для того, чтобы избежать разглашения какой-либо информации о месте захоронения великого Атиллы. Его могилу до сих пор не нашли.

Конец гуннов

После смерти Атиллы в гуннской державе началось время упадка, так как все было основано исключительно на воле и уме ее умершего предводителя. Аналогичная ситуация была с Александром Македонским, после смерти которого полностью рассыпалась его империя. Те государственные образования, которые существуют благодаря грабежам и разбоям, к тому же не имеют никаких других экономических связей, мгновенно рушатся сразу же после уничтожения всего лишь одного связующего звена.

454 год известен тем, что произошло разъединение разношерстых племен. Это привело к тому, что племена гуннов уже не могли угрожать римлянам или грекам. Это могло быть основной причиной смерти полководца Флавия Аэция, безжалостно заколотого мечом императора Западной римской империи Валентиниана во время личной аудиенции. Об этом говорят, что император отрубил себе правую руку левой.

Результат такого поступка не заставил себя ждать, так как Аэций был практически главным борцом с варварами. Вокруг него были сплочены все оставшиеся в империи патриоты. Поэтому его смерть стала началом краха. В 455 году Рим был захвачен и разграблен королем вандалов Гензерихом и его воинством. В дальнейшем Италии как страны не существовало. Она была скорее осколками государства.

Уже более 1500 лет нет грозного вождя Атиллы, но его имя известно многим современным европейцам. Его называют «бичом Божиим», который был послан людям за то, что они не верили в Христа. Но всем нам понятно, что это далеко не так. Царем гуннов был самый обычный человек, который очень хотел повелевать огромным количеством других людей.

Его смерть - это начало заката гуннского народа. В конце 5 века племя было вынуждено перейти через Дунай и просить подданство у Византии. Им была выделена земля, «территория гуннов», и на этом история этого кочевого племени заканчивается. Начинался новый исторический этап.

Нельзя полностью опровергнуть ни одну из двух теорий происхождения гуннов. Но можно точно сказать, что это племя достаточно сильно повлияло на мировую историю.

Аттила(г.р.? – 453) – один из самых величайших и жестоких варварских племен, вторгнувшийся в пределы Римской империи.

С 434 по 453 год – вождь гуннов, известный в Западной Европе не иначе, как по названию «Бич Божий».

Унаследовал вместе со своим братом Бледой, после смерти своего дяди Ругилы, обширную гуннскую империю, простиравшуюся от Балтики и Альп на Западе до Каспийского моря на Востоке.

Впервые Аттила упоминается в летописях, в связи с пересмотром мирного договора с главой Восточной Римской империи близ города Маргус (ныне Позаревак).

В период с 435 по 439 год о жизни правителя гуннов сохранилось мало известий, но доподлинно известно, что в это время он вел войны с варварскими племенами к северу и востоку от границ своих территорий.

Чем, очевидно, воспользовались римляне и перестали выплачивать ежегодную дань, нарушив договор в Маргусе. Но, впоследствии, такие деяния были жестоко наказаны. В 441 году Аттила, разбив немногочисленную римскую армию, вторгся в пределы империи через границу по Дунаю, воспользовавшись тем, что основные войска римлян были задействованы на азиатской части Римской империи.

Маргус, Сингидунум (Белград) и многие другие города были полностью разрушены и опустошены. Только ценой переговоров в 442 году удалось заключить перемирие, и основная римская армия подтянулась к северным рубежам империи. Но гунны в 443 году начали свой новый кровавый поход, целью которого был сам Константинополь.

Продвинувшись далеко на юг, армия варваров разграбила и уничтожила жителей нынешних городов Софии и Ниша и встретилась с основными силами римлян у Аспэра, где и нанесла им сокрушительное поражение. Сам Константинополь Аттила взять не смог, из-за его неприступности, но последовавший мирный договор был установлен полностью на правах правителя гуннов. Ежегодная дань была увеличена в 3 раза. В 445 году Аттила убивает своего брата и становится единым правителям гуннской империи. В 447 году он предпринял новый еще более жестокий поход на территории Восточной Римской империи.

Разграбив Балканы и захватив огромные территории к югу от Среднего Дуная «Бич Божий» двинулся на юг Греции, но был остановлен при Фермопилах. Последовавшие переговоры с императором Феодосием II растянулись на три года и были заключены мирным договором в 449 году на еще более суровых условиях.

В 451 году Аттила уже вторгается на территории Западной Римской империи, целью было Вестготское королевство, опекаемое придворным и военачальником при дворе императора Валентина II – Аэцием. Долгое время Аттиле сопутствовал успех, и он практически подчинил себе все земли Галлии, но на выручку Аэцию пришел его союзник Теодорик, и они совместными усилиями нанесли первое и единственное поражение грозному вождю гуннов при Труа.

Погиб Аттила в 453 году, в ночь своей женитьбы на девушке по имени Ильдико, по различным источникам смерть пришла к человеку, сеявшему ужас по всей Западной Европе во сне. Многочисленные сыновья Аттилы впоследствии разделили могучую империю гуннов между собой, что и привело к ее упадку и последовавшей гибели.

Западная Европа

Аттила (? - 453) - вождь гуннов с 434 по 453 год, один из величайших правителей варварских племен, когда - либо вторгавшихся в Римскую империю. В Западной Европе его иначе, как "бич Божий", не называли. Первые походы Аттила совершает вместе со своим братом Бледой. По мнению историков, гуннская империя, унаследованная братьями после смерти их дяди Ругилы, простиралась от Альп и Балтийского моря на западе до Каспийского (Гуннского) моря на востоке. Впервые эти правители упоминаются в исторических летописях в связи с подписанием мирного договора с правителем Восточной Римской империи в городе Маргус (ныне - Позаревак). Согласно этому договору римляне должны были удвоить выплату дани гуннам, сумма которой должна была составлять впредь семьсот фунтов золотом в год.

О жизни Аттилы с 435 по 439 год ничего не известно, но можно предположить, что в это время он вел несколько войн с варварскими племенами к северу и востоку от его основных владений. Очевидно, именно этим воспользовались римляне и не выплачивали ежегодной дани, обусловленной договором в Маргусе. Аттила им напомнил.

В 441 году, воспользовавшись тем, что римляне вели военные действия в азиатской части империи, он, разбив немногочисленные римские войска, пересек границу Римской империи, проходившую по Дунаю, и вторгся на территорию римских провинций. Аттила захватил и поголовно вырезал многие важные города: Виминациум (Костолак), Маргус, Сингидунум (Белград), Сирмиум (Метровика) и другие. В результате долгих переговоров римлянам все же удалось заключить перемирие в 442 году и перебросить свои войска к другой границе империи. Но в 443 году Аттила вновь вторгся в Восточную Римскую империю. В первые же дни он захватил и разрушил Ратиарий (Арчар) на Дунае и затем двинулся по направлению к Наису (Ниш) и Сердике (София), которые тоже пали. Целью Аттилы был захват Константинополя. По дороге гунн дал несколько сражений и захватил Филипполь. Встретившись с главными силами римлян, он разбил их у Аспэра и, наконец, подошел к морю, защищавшему Константинополь с севера и юга. Гунны не смогли взять город, окруженный неприступными стенами. Поэтому Аттила занялся преследованием остатков римских войск, бежавших на Галлипольский полуостров, и разбил их. Одним их условий последовавшего мирного договора Аттила поставил выплату римлянами дани за прошедшие годы, которая, по подсчетам Аттилы, составила шесть тысяч фунтов золотом, и утроил ежегодную дань до двух тысяч ста фунтов золотом.

До нас также не дошли свидетельства о действиях Аттилы после заключения мирного договора до осени 443 года. В 445 году он убил своего брата Бледу и с тех пор правил единолично гуннами. В 447 году, по неизвестной нам причине, Аттила предпринял второй поход на Восточные провинции Римской империи, но до нас дошли лишь малозначительные детали описания этой кампании. Известно лишь то, что было задействовано сил больше, нежели в походах 441 - 443 годов. Основной удар пришелся на Нижние провинции Скифского государства и Мезию. Таким образом, Аттила продвинулся на восток значительно дальше, чем в предыдущую кампанию. На берегу реки Атус (Вид) гунны встретились с римскими войсками и нанесли им поражение. Однако и сами понесли тяжелые потери. После захвата Марцианополиса и разграбления балканских провинций Аттила двинулся на юг к Греции, но был остановлен при Фермопилах. О дальнейшем ходе кампании гуннов ничего не известно. Последующие три года были посвящены переговорам между Аттилой и императором Восточной Римской империи Феодосием II. Об этих дипломатических переговорах свидетельствуют отрывки из "Истории" Приска Панийского, который в 449 году в составе римского посольства сам посетил лагерь Аттилы на территории современной Валахии. Мирный договор был наконец заключен, но условия были гораздо суровее, чем в 443 году. Аттила потребовал выделить для гуннов огромную территорию к югу от Среднего Дуная и вновь обложил их данью, сумма которой нам не известна.

Следующим походом Аттилы стало вторжение в Галлию в 451 году. До тех пор он, казалось, был в дружеских отношениях с командиром римской придворной гвардии Аэцием, опекуном правителя западной части Римской империи Валентиниана III. Летописи ничего не говорят о мотивах, побудивших Аттилу вступить в Галлию. Сначала он объявил, что его цель на западе - Вестготское королевство со столицей в Толосии (Тулуза) и у него нет претензий к императору Западной Римской империи Валентиниану III. Но весной 450 года Гонория, сестра императора, послала гуннскому вождю кольцо, прося освободить ее от навязываемого ей замужества. Аттила объявил Гонорию своей женой и потребовал часть Западной империи в качестве приданого. После вступления гунна в Галлию Аэций нашел поддержку у вестготского короля Теодорика и франков, которые согласились выставить свои войска против гуннов. Последующие события овеяны легендами. Однако не вызывает сомнения то, что до прибытия союзников Аттила практически захватил Аурелианиум (Орлеан). Действительно, гунны уже прочно обосновались в городе, когда Аэций и Теодорик выбили их оттуда. Решающее сражение произошло на Каталаунских полях или, по некоторым рукописям, при Маурице (в окрестностях Труа, точное место неизвестно). После жесточайшей битвы, в которой погиб вестготский король, Аттила отступил и вскоре покинул Галлию. Это было его первое и единственное поражение.

В 452 году гунны вторглись в Италию и разграбили города: Аквилею, Патавиум (Падуя), Верону, Бриксию (Брешиа), Бергамум (Бергамо) и Медиоланум (Милан). На этот раз Аэций был не в силах что-либо противопоставить гуннам. Однако голод и чума, свирепствовавшие в тот год в Италии, заставили гуннов покинуть страну.

В 453 году Аттила намеревается перейти границу Восточной Римской империи, новый правитель которой Марциан отказался платить дань, по договору гуннов с императором Феодосием II, но в ночь свадьбы с девушкой по имени Ильдико вождь умер во сне.

Те, кто хоронили его и прятали сокровища, были убиты гуннами для того, чтобы могилу Аттилы никто не смог найти. Наследниками вождя стали его многочисленные сыновья, которые и разделили между собой созданную империю гуннов.

Приск Панийский, видевший Аттилу во время своего визита в 449 году, описывал его как невысокого коренастого мужчину с большой головой, глубоко посаженными глазами, приплюснутым носом и редкой бородкой. Он был груб, раздражителен, свиреп, при ведении переговоров очень настойчив и безжалостен. На одном из обедов Приск подметил, что Аттиле подавали пищу на деревянных тарелках и ел он только мясо, в то время как его главнокомандующие угощались лакомствами на серебряных блюдах. До нас не дошло ни одного описания битв, поэтому мы не можем полностью оценить полководческий талант Аттилы. Однако его военные успехи, предшествовавшие вторжению в Галлию, несомненны.

Рассказать друзьям