Действующие стандарты мсфо. Международные стандарты финансовой отчетности (мсфо): функции, принципы и документы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В последнее десятилетие значительно укрепилась связь национального бухгалтерского учета и международных стандартов финансовой отчетности. МСФО все активнее интегрируются в существующую систему бухгалтерского учета и отчетности, повышая прозрачность деятельности организаций и изменяя национальные стандарты.

Можно выделить три направления развития МСФО в России:

  • признание МСФО в России и разработка на их основе национальных стандартов учета;
  • обязательное применение МСФО;
  • добровольное применение МСФО.

Рассмотрим эти направления подробнее, а также поговорим о дальнейших перспективах обязательного применения МСФО в России.

Этапы признания МСФО в России

Понимание на государственном уровне необходимости реформирования системы национального бухгалтерского учета началось в 1992 году. Развитие рыночной экономики и открывшиеся возможности сотрудничества с иностранными партнерами потребовали от компаний составления отчетности, понятной для зарубежных партнеров.

Однако процесс реформирования национальной системы учета не поспевал за общим процессом экономических реформ в России:

  • лишь в 1998 году была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета с целью приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности (постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности»);
  • лишь в 2003 году вышло указание ЦБ РФ, на основании которого с 1 января 2004 года банковская сфера переводилась на МСФО (указание ЦБ РФ от 25 декабря 2003 г. № 1363-У «О составлении и представлении финансовой отчетности кредитными организациями»);
  • в 2004 году одним из обязательных условий для включения в котировальный список «А» первого уровня введено наличие у эмитента подтвержденной аудиторским заключением годовой финансовой отчетности, составленной по МСФО и (или) US GAAP (приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 декабря 2004 г. № 04–1245/пз-н «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг»).

Концепция развития. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации была принята в 2004 году (приказ Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180 «Об одобрении концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации

Обратите внимание!

Концепция значительно изменила подход к реформированию национальной системы учета и отчетности, установив различные подходы по сближению с МСФО для индивидуальной и консолидированной отчетности.

На среднесрочную перспективу»).

Основным направлением сближения с МСФО для индивидуальной отчетности было определено составление отчетности по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. Вместе с тем в Концепции упоминалась возможная перспектива оценки составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов).

В отношении консолидированной отчетности было решено установить обязательное составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО.

Официальный статус МСФО. В июле 2010 года произошло знаковое событие для применения МСФО в России - был принят Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», согласно которому:

  • международные стандарты финансовой отчетности получили официальный статус на территории России (п. 3 ст. 3: «На территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Комитета по МСФО и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства РФ Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ»);
  • был определен круг организаций, обязанных составлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории РФ.

Официальное признание МСФО. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2011 г. № 107 утверждено Положение о признании международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации (далее - Положение о признании МСФО).

Таким образом, у компаний, попавших в сферу действия Закона № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», возникла обязанность составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО начиная с отчетности за 2012 год.

Перечень организаций, участвующих в процессе введения МСФО в России, доступен по ссылке в конце статьи.

Порядок признания документа МСФО. Положение о признании МСФО регламентирует порядок признания международных стандартов и разъяснений к ним на территории России и вводит экспертизу применимости каждого документа:

  • Минфин России получает от Фонда МСФО перевод на русский язык международных стандартов и разъяснений к ним по мере их утверждения Советом по МСФО;
  • Минфин России направляет перевод стандартов и разъяснений на экспертизу экспертному органу (Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (Фонд НСФО)), а также в ЦБ РФ;
  • после получения заключения от экспертного органа о применимости документа МСФО полностью или с изъятием отдельных его положений Минфин России по согласованию с ЦБ РФ готовит решение о введении документа МСФО либо возражение по представленному заключению (в этом случае документ отправляется на повторное экспертное рассмотрение);
  • одобренный стандарт или разъяснение публикуется в официальном печатном издании (журнал «Бухгалтерский учет») или размещается на сайте Минфина России и с этого момента считается признанным на территории РФ.

Дополнительные материалы на сайте

Перечень документов, регламентирующих применение МСФО в России, по состоянию на 1 ноября 2013 года доступен по ссылке в конце статьи.

В настоящее время изданы следующие приказы Минфина России о введении в действие и прекращении действия документов МСФО на территории РФ:

  • приказ Минфина России от 25 ноября 2011 г. № 160н;

В октябре 2012 года было подписано соглашение между Комитетом по МСФО (IASB) и Фондом НСФО,

Обратите внимание!

МСФО на русском языке можно найти на сайте Комитета по международным стандартам финансовой отчетности по адресу: www.ifrs.org . Документы МСФО, признанные в установленном порядке для применения на территории РФ, размещены на официальном сайте Минфина России в разделе МСФО по адресу: www1.minfin.ru/ru/accounting/mej_standart_fo/docs/

Касающееся официального перевода МСФО на русский язык.

Вступление в силу документа МСФО. Признанный документ международных стандартов вступает в силу на территории РФ поэтапно, если иное не предусмотрено этим документом:

  • на I этапе признанный документ вступает в силу на территории РФ для добровольного применения организациями в сроки, определенные в этом документе, но не ранее его официального опубликования;
  • на II этапе признанный документ вступает в силу на территории РФ для обязательного применения организациями в сроки, определенные в этом документе;
  • если в признанном документе не определен срок вступления в силу или он признан после срока, определенного в нем, то такой документ вступает в силу со дня его официального опубликования.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МСФО

Законом № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» установлен перечень организаций, обязанных составлять, представлять и публиковать консолидированную отчетность.

Консолидированная финансовая отчетность - это систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций - группы организаций, определяемой в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Начиная с отчетности за 2012 год. Согласно Закону № 208-ФЗ, составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность по МСФО начиная с отчетности за 2012 год должны (п. 1 ст. 2 Закона № 208-ФЗ):

  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, но которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам (например, US GAAP);
  • организации, облигации которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

Нередко возникают сложности с пониманием, почему же индивидуальная отчетность страховых и кредитных организаций называется консолидированной.

Действительно, несмотря на свое название, Закон № 208-ФЗ требует составления консолидированной отчетности не только группами компаний, но и страховыми и кредитными организациями (даже если они не имеют дочерних и зависимых обществ). Для устранения этого несоответствия Минфин России планирует внести дополнение в пункт 2 статьи 1, согласно которому отчетность организации, не образующей группу организаций, определяемой в соответствии с МСФО, будет именоваться финансовой отчетностью лица, составившего его.

Еще один вопрос связан с тем, нужно ли организации составлять отчетность по российским стандартам, если она обязана составлять консолидированную отчетность по МСФО.

Да, нужно. Все организации на территории РФ обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность на основании законодательства РФ (п. 2 ст. 3 Закона № 208-ФЗ), за исключением филиалов и представительств иностранных организаций и индивидуальных предпринимателей, если они ведут учет согласно действующему налоговому законодательству РФ (п. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ). Соответственно обязанность составления бухгалтерской отчетности по российским стандартам и ведения бухгалтерского учета с применением МСФО у организации сохраняется.

ДОБРОВОЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МСФО

В действующем законодательстве нет прямого требования составлять отчетность по МСФО на уровне индивидуальной отчетности для всех юридических лиц. На уровне индивидуальной отчетности обязаны составлять отчетность по МСФО только те организации, которые указаны в Законе № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

Разберемся, какие преимущества имеет отчетность по МСФО и почему некоторые организации составляют ее на добровольных началах?

Компании малого и среднего бизнеса часто нуждаются в привлечении заемных средств. В 2012 году Россия вступила в ВТО, что постепенно упрощает доступ российских компаний к иностранным кредитным ресурсам. Условия заемного финансирования в европейских банках часто выгоднее, чем в российских. Для того чтобы получить кредит на выгодных условиях, российским компаниям необходима отчетность по МСФО. Ведь отчетность, составленная по российским правилам бухгалтерского учета, будет непонятна иностранному инвестору. По тем же причинам отчетность по МСФО используется компаниями для привлечения иностранных инвестиций и при работе с иностранными поставщиками и покупателями.

Кроме того, отчетность по МСФО может быть использована в качестве базы для принятия управленческих решений, так как правила МСФО лучше отражают экономическую суть операций.

Добровольное составление отчетности по МСФО давно привлекательно для крупных организаций. Многие компании еще до введения обязанности представления отчетности Законом № 208-ФЗ составляли ее добровольно. Леонид Шнейдман (директор департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России) на пресс-конференции «Принятие в России норм МСФО» еще в декабре 2011 года упомянул о том, что «впервые составлять отчетность по МСФО будет не столь значительное количество компаний, так как уже сейчас порядка 65 процентов крупнейших российских компаний имеют отчетность по МСФО».

Таким образом, решение о добровольном составлении отчетности по МСФО каждая компания в России принимает самостоятельно в зависимости от условий ведения деятельности и планов развития.

Сближение национальных и международных стандартов бухучета

За время реформирования национальные стандарты бухгалтерского учета в России претерпели значительные изменения за счет их сближения с МСФО:

  • изменились старые ПБУ и введены новые ПБУ, ориентированные на МСФО;
  • формы отчетности стали рекомендательными;
  • значительно увеличилось количество требуемых раскрытий к отчетности;
  • появились новые понятия, пришедшие из МСФО (например, условные факты хозяйственной деятельности, промежуточная отчетность, отложенные налоговые активы и обязательства).

Сейчас на сайте Минфина России размещены проекты нескольких новых ПБУ: «Доходы организации», «Учет вознаграждений работникам», «Учет запасов» и «Учет аренды». Кроме того, скоро там должны появиться и другие проекты ПБУ: «Бухгалтерская отчетность организации», «Учет основных средств», «Расходы организации». Министерство финансов планирует утвердить их в конце 2013 года, чтобы они начали действовать с 2014 года. Новые ПБУ во многом повторяют положения МСФО.

В новых ПБУ будет прямое требование дисконтировать кредиторскую и дебиторскую задолженность

Согласно Плану, в части обязательного применения МСФО предполагаются следующие шаги:

  • дальнейшее расширение сферы применения МСФО для составления консолидируемой отчетности;
  • установление обязательного представления и публикации консолидированной финансовой отчетности эмитентами облигаций с 2014 года;
  • введение обязательной публикации квартальной консолидированной финансовой отчетности;
  • введение обязательного составления и публикации консолидированной финансовой отчетности общественно значимыми унитарными предприятиями, в первую очередь инфраструктурными и системообразующими, с отчетности за 2015 год.

Уже сейчас направления развития, перечисленные в Плане развития, нашли свое частичное отражение в проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» (далее - Законопроект), опубликованном на сайте Минфина России в марте 2013 года. Законопроект расширяет сферу применения МСФО и предлагает обязательное составление консолидированной отчетности по МСФО начиная с отчетности за 2013 год для:

  • негосударственных пенсионных фондов;
  • управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • клиринговых организаций;
  • общественно значимых унитарных предприятий, государственных компаний и корпораций.

Кроме того, из круга организаций, для которых предусмотрено обязательное представление отчетности по МСФО за 2015 год, предлагается исключить организации, являющиеся эмитентами облигации. Такие организации будут обязаны составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность по МСФО начиная с отчетности за 2014 год.

Согласно Законопроекту, требование представления консолидированной отчетности пользователям на русском языке дополнено требованием об отражении показателей такой отчетности в валюте

Обратите внимание!

Согласно Законпроекту, требование «публикации» консолидированной финансовой отчетности заменяется требованием «раскрытия» консолидированной финансовой отчетности. Такие изменения продиктованы современными условиями распространения информации и соответствующими требованиям других федеральных законов в части раскрытия информации (например, Федерального закона «О рынке ценных бумаг»). Консолидированная финансовая отчетность будет считаться раскрытой, если она размещена в Интернете и (или) опубликована в СМИ, доступных для заинтересованных в ней лиц.

Российской Федерации.

Новый Законопроект уже одобрен Правительством РФ и в ближайшее время будет рассмотрен Государственной думой (соответствующая информация размещена на сайте правительства 23 сентября 2013 года). После рассмотрения Правительством РФ:

  • из сферы действия закона исключены государственные компании и госкорпорации;
  • введены дополнительные поправки: Законопроект одобрен с учетом переноса на 2015 год (то есть начиная с отчетности за 2014 год вместо отчетности за 2013 год) срока составления отчетности по МСФО для негосударственных пенсионных фондов.

Планируется не распространять действие Закона на страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования.

В данной статье мы ознакомили с первыми шагами по введению МСФО в России и разобрались, для каких организаций МСФО обязательны уже сейчас, а для каких будут обязательны в ближайшем будущем:

  • организации, подпадающие под действие Закона № 208-ФЗ , обязаны составлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО;
  • для индивидуальной отчетности юридических лиц, не подпадающих под действие данного Закона, используются федеральные стандарты, которые значительно приближены к международным.

Таким образом, существуют две системы ведения учета и составления отчетности - по РСБУ и МСФО. Они не заменяют друг друга, а существуют параллельно. По мере развития национальных стандартов и их приближения к МСФО расхождения между двумя системами будут сокращаться.

Стоит добавить, что в феврале 2013 года на конференции в Берлине министр экономического развития РФ Андрей Белоусов заявил, что с 2018 года весь российский бизнес перейдет на международные стандарты полностью. А вот удастся ли соблюсти планируемые сроки, покажет время.

Осуществляемая реформа учета и отчетности в РФ показала, что Россия пошла не по пути тотального применения МСФО взамен национального регулирования учета, а по пути разумного, взвешенного их применения . Суть такого подхода заключается:

С одной стороны, в конвергенции МСФО в РСБУ: индивидуальная финансовая отчетность составляется по российским стандартам, которые, в свою очередь, разрабатываются на основе МСФО;

С другой стороны, во введении обязательного требования составления консолидированной отчетности по МСФО, а также ее аудита и публикации: консолидированная финансовая отчетность публичных компаний составляется по МСФО (причем каждый документ МСФО вводится в правовое поле путем принятия решения правительством РФ, которому предшествует экспертиза его применимости на территории Российской Федерации, осуществленная негосударственным экспертным органом).

Такой подход позволяет: во-первых, на государственном уровне непосредственно регулировать бухгалтерский учет и отчетность в стране (индивидуальная отчетность формируется по российским стандартам); во-вторых, осуществлять стратегию повышения привлекательности российского рынка для зарубежных инвесторов за счет использования такой технической меры, как введение требования представления консолидированной отчетности по МСФО для публичных компаний.

Следует отметить, что де-факто сегодня большинство публичных российских компаний уже составляют отчетность по МСФО (см. таблицу). Их действия объясняются либо наличием иностранного инвестора, либо необходимостью привлечения внешнего финансирования с помощью первоначального выпуска акций (IPO, Initial Public Offering), облигаций, либо желанием получить инструмент консолидации финансовой отчетности холдинга, а также заинтересованностью в повышении положительного имиджа (PR). В последние годы число хозяйствующих субъектов, составляющих отчетность по МСФО, в России неуклонно возрастало. Помимо МСФО, российские компании используют в качестве международно признанных стандартов американские стандарты GAAP US. Однако в последние несколько лет в связи с появлением возможности использования на биржах США финансовой отчетности по МСФО, а также с введением в ЕС требования о представлении консолидированной отчетности по МСФО российские компании стали переходить от GAAP US к МСФО.

Применение крупнейшими российскими компаниями МСФО

Компании, составляющие отчетность по МСФО, % от 400 компаний

Компании, составляющие отчетность по МСФО, % от 100 крупнейших компаний

Объем реализации продукции компаний, составляющих отчетность по МСФО, % от общего объема реализации 400 крупнейших компаний

Нет данных

Нет данных

* По данным на 1 сентября 2010 г. Расчеты произведены по данным рейтинга «Эксперт — 400. Крупнейшие» по объему реализации продукции, http://www.raexpert.ru/ratings/expert400/.

Таким образом, международные стандарты оказывают существенное влияние на формирование учетной информации российских компаний посредством влияния на национальные учетные стандарты, а также за счет того, что весомая часть крупнейших российских компаний формирует отчетность непосредственно по МСФО, включая кредитные организации, для которых это предписано Банком России.

Принятие в 2010 г. Закона «О консолидированной отчетности» позволит придать отчетности по МСФО правовой статус, что, в свою очередь, по нашему мнению, должно сопровождаться повышением ее качества, в том числе за счет усиления ответственности в этой области.

Влияние применения МСФО на учет и отчетность в России

Учет в России за последние десятилетия претерпел значительные изменения, во многом связанные с переходом на международные учетные стандарты. Учитывая, что международные стандарты формировались под влиянием английской и американской школ учета, можно говорить и о влиянии на российский учет идей этих учетных школ.

Ниже мы представили обзор ключевых изменений, которые принесли МСФО и идеи англо-американской школы бухгалтерского учета в учет в России.

1. Смена приоритетного пользователя финансовой отчетности. На наш взгляд, основное отличие Международных стандартов финансовой отчетности от российской бухгалтерии обусловлено целевой направленностью отчетности. МСФО главным образом обслуживают потребности инвесторов, как реальных так и потенциальных, и как следствие, эти стандарты базируются на экономическом подходе к отражению фактов хозяйственной жизни. Российские же правила бухгалтерского учета по сей день на практике, скорее, направлены на удовлетворение интересов государства. Следует отметить, что ситуация в этом аспекте неуклонно меняется, и декларативные заявления о приоритете интересов инвесторов воплощаются в реальность крупными российскими компаниями. Таким образом, в России наблюдается смена приоритетного пользователя финансовой отчетности (от государства к инвестору), вызванная принятием идей международных стандартов. Это, в свою очередь, явилось результатом реформы учета, суть которой состоит в переходе от системы бухгалтерского учета, обслуживающей интересы плановой экономики, к системе учета и отчетности, отвечающей требованиям рыночной экономики. Переориентация на иного приоритетного пользователя повлекла за собой введение в российский учет метода начисления, учета временной стоимости денег, определение элементов финансовой отчетности (активов, обязательств, капитала, доходов и расходов) через будущие экономические выгоды, требование приоритета содержания над формой и пр.

2. Концепция «достоверного и добросовестного взгляда» (true and fair view ). Данная концепция является достижением британской школы бухгалтерского учета, которое впоследствии было взято на вооружение разработчиками международных стандартов, включено в директивы ЕС. Не осталась в стороне и Российская Федерация (закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 3 ст. 4). Концепция «достоверного и добросовестного взгляда» заключается в том, что если нормативные документы не позволяют отразить суть происходящего, то бухгалтер должен отступить от них и, вынеся профессиональное суждение, отразить факты хозяйственной жизни так, как он считает нужным. Таким образом, и МСФО, а вслед за ними и РСБУ обязывают бухгалтера отступить от требований регулятивов, если последние не позволяют отразить реальное положение вещей. «Основным критическим моментом остается крайний субъективизм концепции. Она открывает дверь бесконтрольному расхищению имущества, поскольку не все понимают, что означает “профессиональное суждение”, “разумное мнение”, “достоверность”, “добросовестность”. Каждый понимает разумность по своему разумению» .

3. Приоритет содержания над формой. Данный принцип содержится в российских и международных регулятивах. Различие состоит в том, что в России он часто игнорируется не только бухгалтерами, но и в нормативных документах. Ярким примером последнего является учет финансовой аренды. В отличие от международных стандартов по РСБУ порядок бухгалтерского учета финансовой аренды определяется договором, т. е. юридической формой: закон № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» и Приказ № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» устанавливают, что объект аренды может учитываться на балансе либо арендатора, либо арендодателя, в зависимости от соглашения сторон. Ключевой проблемой реализации в России приоритета содержания над формой является невыполнение тех действий, выполнение которых предполагается: «Принцип приоритета содержания перед формой внес существенную сумятицу в бухгалтерские умы. Все признают его значение, но не все идут так далеко, как это следует из его логических построений» .

4. Профессиональное суждение. Профессиональное суждение заимствовано из англо-американской школы учета международными, а впоследствии и российскими стандартами. Критика этого нововведения в отечественный учет главным образом связана с тем, что профессиональное суждение субъективно по своей природе, а потому оно способно привести к еще большей несопоставимости отчетности, чем до введения МСФО. Вторым аспектом, за который критикуют профессиональное суждение, является то, что оно создает почву для манипулирования финансовой отчетностью в условиях недобросовестности бухгалтера.

5. Справедливая стоимость. Это один из самых критикуемых аспектов Международных стандартов финансовой отчетности. В МСФО требования об оценке по справедливой стоимости установлены для многих учетных объектов: инвестиционной недвижимости (IAS 40), биологических активов (IAS 41), финансовых инструментов (IAS 39), основных средств (IAS 16) и нематериальных активов (IAS 38) в случае применения модели учета по переоцененной стоимости и пр. Постепенно аналогичные требования вводятся и в российские нормативные акты. Несмотря на явные преимущества оценки по справедливой стоимости (главным из которых является актуализация финансовой информации), имеются и существенные недостатки ее использования, связанные с надежностью представляемой информации. Так, определение справедливой стоимости во многом базируется на субъективных суждениях составителя отчетности и оценщиков, а в отдельных случаях данные о ней просто отсутствуют. Так, по оценкам иностранных экспертов, на территории СНГ долгое время справедливой стоимости не существовало вовсе, потому что о наличии такой стоимости говорит действующий активный рынок, т. е. тот рынок, где постоянно совершаются сделки по купле-продаже тех или иных объектов. Учет по справедливой стоимости неизбежно приведет к привлечению независимых оценщиков, которые при определении справедливой стоимости для целей МСФО должны руководствоваться Международными стандартами оценки (IVS, International Valuation Standards), которые в настоящее время активно пересматриваются с тем, чтобы они «удовлетворяли нуждам МСФО».

6. Разделение налогового и бухгалтерского (финансового) учета. В теории учета выделяют две концепции сосуществования бухгалтерского и налогового учета: первая, возникшая в континентальной Европе «балансовая (бухгалтерская) концепция» гласит, что сумма балансовой (бухгалтерской) прибыли должна быть равна налогооблагаемой величине; вторая, возникшая в Великобритании «налоговая концепция» звучит так: сумма балансовой прибыли принципиально отлична от налогооблагаемой величины. В России долгое время превалировала первая концепция, различий между налоговой и бухгалтерской прибылью практически не существовало. Но с переходом к рыночным отношениям встал вопрос о том, как рассчитывать бухгалтерскую и налоговую прибыль.

В первые годы постсоветского периода налогооблагаемая прибыль определялась путем несложных корректировок бухгалтерской прибыли. Однако впоследствии налоговый учет выделился в самостоятельный вид учета. Одним из негативных последствий этого процесса, на наш взгляд, является «потеря» бухгалтерского финансового учета во многих средних и небольших компаниях. Такая ситуация вызвана тем, что бухгалтер, оценивая трудоемкость своей работы (как правило, он ведет и бухгалтерский и налоговый учет), делает выбор в пользу налогового учета, поскольку его неведение чревато соответствующими налоговыми последствиями. При этом бухгалтер сознательно отказывается от всех «свобод» финансового учета (установление сроков полезного использования основных средств, выбор метода амортизации и оценки основных средств и нематериальных активов, отражение обесценения запасов и дебиторской задолженности и пр.), максимально совмещая его с требованиями налогового законодательства, а порой и просто игнорируя положения отечественных бухгалтерских стандартов.

Как следствие, финансовый учет, ориентированный на информационные потребности широкого круга пользователей и призванный обеспечивать их достоверной информацией, де-факто прекращает свое существование, поскольку подменяется учетом налоговым. Такая картина во многом явилась следствием того, что идеи международных стандартов были привнесены в российский учет преждевременно, поскольку собственник, в интересах которого создавалась налоговая концепция (ее еще называют собственнической ), не осознал необходимость финансового учета, а потому готов в целях сокращения расходов на бухгалтерию отказаться от него.

7. Деление бухгалтерского учета на финансовый и управленческий учет. Идея такого разделения принадлежит американской школе учета. В МСФО она также нашла широкое отражение. Так, сегментная отчетность должна строиться на управленческой информации (IFRS 8), положения по учету затрат (IAS 2) и обесценению активов (IAS 36) также отсылают нас к управленческому учету.

В период становления рыночных отношений в нашей стране управленческий учет был широко поддержан российским бизнесом в искаженном виде. Дело в том, что многие собственники в условиях «подмены» финансового учета «налоговым» восприняли управленческий учет как возможность вести «учет для себя», отражая все операции, включая те, которые они «не проводили» в налоговом учете. Таким образом, одно из бесспорнейших достижений американской бухгалтерии - управленческий учет на российской почве дало совершенно неожиданные ростки, а именно «двойную» бухгалтерию: один учет - для налоговой инспекции (он же де-юре финансовый), второй учет - «управленческий», для себя. В последнее время, по нашим наблюдениям, наметилась тенденция, что управленческий учет в российских компаниях стал выполнять свойственные ему функции в классическом их понимании.

На наш взгляд, МСФО и идеи англо-американской школы оказали значительное влияние на развитие российского бухгалтерского учета в последние десятилетия, и последствия этого влияния еще предстоит оценить.

Перспективы МСФО в Российской Федерации

Завершить рассмотрение проблематики перехода России на МСФО мы хотели бы формулированием направлений, в которых, по нашему мнению, будет развиваться учет России в ближайшей перспективе в свете дальнейшего принятия международных стандартов:

1. Дальнейшая интеграция МСФО и идей англо-американской школы учета в регулирование и практику российского учета.

2. Распространение консолидированной финансовой отчетности.

3. Повышение престижа и изменение наполнения бухгалтерской профессии.

4. Развитие оценочной деятельности как необходимого инструмента учета по справедливой стоимости.

5. Изменение системы образования в области учета и аудита.

6. «Легализация» управленческого учета.

Соколов Я.В., Бычкова С.М. Достоверность и добросовестность составления бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. 1999. № 12.

Соколов Я.В., Бычкова С.М. О приоритете содержания перед формой: проблемы учета // Бухгалтерский учет. 2000. № 1.

Международные стандарты финансовой отчетности пришли к нам в 2012 г., но и сегодня в организациях постоянно возникает вопрос, каким образом оформлять отчетность в соответствии с МСФО. В связи с этим поможем разобраться в основах стандартизации, составим на примере промышленного предприятия консолидированную отчетность и представим ее отличия от привычной бухгалтерской отчетности.

МСФО: СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ И СОСТАВ

Международные стандарты стали разрабатывать с 1973 г., чтобы создать унифицированные принципы ведения бухгалтерского учета и отчетности в разных странах. В Россию международные стандарты в полной мере пришли только в 2012 г. с принятием Приказа Минфина России от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации».

Основное отличие российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ) от международных заключается в том, что МСФО — это не свод требований и законов, а рекомендательные предписания с рядом требований к структуре финансовой отчетности .

Важный момент: применение МСФО не отменяет РСБУ.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «О консолидированной финансовой отчетности» (далее — Федеральный закон № 208-ФЗ) консолидированная финансовая отчетность организации составляется наряду с бухгалтерской (финансовой ) отчетностью этой организации, составляемой в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 23.05.2016 ) «О бухгалтерском учете ».

Зачастую у специалистов организаций возникают сложности с разграничением МСФО/IAS и МСФО/IFRS (International Accounting Standards) и МСФО/IFRS (International Financial Reporting Standards). До 2001 года стандарты носили название IAS, а после 01.04.2001 появилось название IFRS, так что оба стандарта объединяются понятием «МСФО».

Иногда бухгалтеры для простоты восприятия называют IAS стандартами по ведению бухгалтерского учета, а IFRS — стандартами по подготовке финансовой отчетности.

Кто должен применять МСФО на территории Российской Федерации

Федеральным законом № 208-ФЗ раскрыта сфера применения международных стандартов, которая распространяется на:

  • кредитные организации;
  • страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • клиринговые организации;
  • федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством РФ;
  • акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством РФ;
  • иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

Документы МСФО состоят из:

  • Международных стандартов финансовой отчетности (IFRS);
  • Международных стандартов финансовой отчетности (IAS);
  • разъяснений, подготовленных Комитетом по разъяснениям международной финансовой отчетности (КРМФО ;
  • разъяснений, подготовленных ранее действовавшим Постоянным комитетом по разъяснениям (ПКР).

Состав международных стандартов финансовой отчетности (IFRS)

МСФО (IFRS ) 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности »

Цель стандарта — обеспечить, чтобы первая составляемая организацией финансовая отчетность по МСФО и ее промежуточные финансовые отчеты за часть периода, охватываемого этой финансовой отчетностью, содержали высококачественную информацию, которая:

  • является прозрачной для пользователей и сопоставимой по всем представленным периодам;
  • представляет собой необходимую отправную точку для ведения учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности;
  • может быть подготовлена с затратами, которые не превышают получаемых от нее выгод.

Первой финансовой отчетностью по МСФО для организации является первая годовая финансовая отчетность, для составления которой организация принимает к использованию Международные стандарты финансовой отчетности и подтверждает это включением в указанную финансовую отчетность явного и однозначного заявления о ее соответствии МСФО.

Организация должна подготовить и представить вступительный отчет о финансовом положении по МСФО по состоянию на дату перехода на МСФО, создав таким образом стартовую точку для ведения учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

МСФО (IFRS ) 2 «Выплаты на основе акций »

Цель стандарта — установить порядок составления финансовой отчетности для организации, осуществляющей операции по выплатам на основе акций. Данный стандарт требует от организации отражать в составе прибыли или убытка и в отчете о финансовом положении влияния операций по выплатам на основе акций, включая расходы, связанные с операциями, при которых работникам предоставляются опционы на акции.

МСФО (IFRS ) 3 «Объединения бизнесов »

Объединение бизнесов — операция или иное событие, при котором приобретатель получает контроль над одним или более бизнесами. Операции, которые иногда упоминаются как «настоящие слияния» или «слияния равных», также являются объединением бизнесов.

Цель данного стандарта — повысить уместность, надежность и сопоставимость информации об объединении бизнесов и его последствиях, которую отчитывающаяся организация представляет в своей финансовой отчетности. Чтобы достичь этой цели, МСФО (IFRS) 3 устанавливает принципы и требования в отношении того, как приобретатель:

  • признает и оценивает в своей финансовой отчетности идентифицируемые приобретенные активы, принятые обязательства и любую неконтролирующую долю участия в объекте приобретения;
  • признает и оценивает гудвилл (актив, представляющий собой будущие экономические выгоды, являющиеся результатом других активов, приобретенных при объединении бизнесов, которые не идентифицируются и не признаются отдельно), приобретенный при объединении бизнесов, или прибыль от выгодной покупки;
  • определяет, какую раскрыть информацию, позволяющую пользователям финансовой отчетности оценить характер и финансовые последствия объединения бизнесов.

МСФО (IFRS ) 4 «Договоры страхования »

Цель стандарта — установить порядок отражения договоров страхования в финансовой отчетности организации, заключающей такие договоры в качестве страховщика (сторона, обязанная по договору страхования выплатить компенсацию в случае наступления страхового случая), который будет действовать до того момента, пока совет не закончит вторую фазу своего проекта по договорам страхования. В частности, стандарт требует:

  • ограниченных усовершенствований порядка учета страховщиками договоров страхования;
  • раскрытия информации, которая идентифицирует и поясняет суммы, отраженные в финансовой отчетности страховщика в отношении договоров страхования, и помогает пользователям этой финансовой отчетности понять величину, сроки и неопределенность возникновения будущих денежных потоков по договорам страхования.

МСФО (IFRS ) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность »

Цель настоящего стандарта — определить порядок учета активов, предназначенных для продажи, а также представления и раскрытия информации о прекращенной деятельности. В частности, стандарт требует:

  • оценивать активы, предназначенные для продажи, по наименьшей стоимости из двух величин: балансовой стоимости и справедливой стоимости за вычетом затрат на продажу, и прекращать начисление амортизации по таким активам;
  • представлять активы, предназначенные для продажи, отдельно в отчете о финансовом положении, а результаты прекращенной деятельности — отдельно в отчете о совокупном доходе.

Прекращенная деятельность — это компонент организации, который либо уже выбыл, либо классифицирован как предназначенный для продажи и представляет собой отдельное крупное направление деятельности или географический район, в котором осуществляется деятельность.

МСФО (IFRS ) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых »

Цель стандарта IFRS 6 — определить порядок отражения в финансовой отчетности деятельности по разведке и оценке запасов полезных ископаемых. В частности, стандарт требует:

  • ограниченного усовершенствования существующих практических подходов к учету затрат на разведку и оценку;
  • от организаций, которые признают активы, связанные с разведкой и оценкой, проверки таких активов на предмет обесценения в соответствии с настоящим МСФО и оценки любого обесценения в соответствии сМСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»;
  • раскрытия информации, которая идентифицирует и поясняет показатели финансовой отчетности организации, относящиеся к деятельности по разведке и оценке запасов полезных ископаемых, и помогает пользователям этой финансовой отчетности понять величину, сроки и определенность возникновения будущих потоков денежных средств от любых признанных активов, связанных с разведкой и оценкой.

МСФО (IFRS ) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации »

Цель стандарта — установить требования к организациям по раскрытию в их финансовой отчетности информации, позволяющей пользователям оценить:

  • влияние финансовых инструментов на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации;
  • характер и размер рисков, которым организация подвержена в течение периода и на дату окончания отчетного периода в связи с финансовыми инструментами, и каким образом организация управляет этими рисками.

МСФО (IFRS ) 8 «Операционные сегменты »

Организация должна раскрывать информацию, позволяющую пользователям ее финансовой отчетности оценить характер и финансовые последствия деятельности, которую ведет организация, и экономической среды, в которой она действует.

МСФО (IFRS ) 10 «Консолидированная финансовая отчетность »

Целью настоящего стандарта является определение принципов представления и подготовки консолидированной финансовой отчетности в тех случаях, когда организация контролирует одну или несколько других организаций.

МСФО (IFRS ) 11 «Совместное предпринимательство »

Цель данного стандарта — установить принципы подготовки и представления финансовой отчетности организаций, участвующих в предпринимательской деятельности, которая контролируется совместно (то есть в совместном предпринимательстве).

МСФО (IFRS ) 12 «Раскрытие информации об участии в других организациях »

Целью настоящего стандарта является установление требования к организации о раскрытии информации, которая позволяет пользователям ее финансовой отчетности оценить:

  • характер ее участия в других организациях и связанные с ним риски;
  • влияние такого участия на ее финансовое положение, финансовые результаты и денежные потоки.

МСФО (IFRS ) 13 «Оценка справедливой стоимости »

Справедливая стоимость — оценка, основанная на рыночных данных, а не оценка, специфичная для организации. В отношении некоторых активов и обязательств могут существовать наблюдаемые рыночные сделки или рыночная информация. В отношении других активов и обязательств рыночные сделки или рыночная информация отсутствуют. Однако цель оценки справедливой стоимости в обоих случаях одна и та же — определить цену, по которой проводилась бы обычная сделка между участниками рынка с целью продажи актива или передачи обязательства на дату оценки в текущих рыночных условиях.

Состав Международных стандартов финансовой отчетности (IAS)

МСФО (IAS ) 1 «Представление финансовой отчетности »

Настоящий стандарт устанавливает основы представления финансовой отчетности общего назначения, чтобы обеспечить сопоставимость финансовой отчетности организации с ее финансовой отчетностью за предыдущие периоды, а также с финансовой отчетностью других организаций. В настоящем стандарте излагаются общие требования по представлению финансовой отчетности, указания по ее структуре и минимальные требования к ее содержанию.

Полный комплект финансовой отчетности включает в себя:

  • отчет о финансовом положении по состоянию на дату окончания периода;
  • отчет о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе за период;
  • отчет об изменениях в собственном капитале за период;
  • отчет о движении денежных средств за период;
  • примечания, состоящие из краткого обзора значимых положений учетной политики и прочей пояснительной информации;
  • сравнительную информацию за предшествующий период;
  • отчет о финансовом положении на начало предшествующего периода в случае, если организация применяет какое-либо положение учетной политики ретроспективно, осуществляет ретроспективный пересчет статей в своей финансовой отчетности, реклассифицирует статьи в своей финансовой отчетности.

Организация может использовать для этих отчетов наименования, отличные от принятых в настоящем стандарте. Например, может быть использовано название «Отчет о совокупном доходе» вместо названия «Отчет о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе».

МСФО (IAS) 2 «Запасы »

Цель стандарта — определить порядок учета запасов. Основным вопросом при учете запасов является определение суммы затрат, которая признается в качестве актива и переносится на будущие периоды до признания соответствующей выручки.

Стандарт содержит указания по определению первоначальной стоимости и ее последующему признанию в качестве расходов, включая любое списание до чистой возможной цены продажи. Он также содержит указания относительно формул расчета себестоимости, которые используются для отнесения затрат на запасы.

В соответствии с IAS 2 запасы оцениваются по наименьшей из двух величин: по себестоимости или по чистой возможной цене реализации без расходов на продажу.

К СВЕДЕНИЮ

В Положении по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденном Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н (в ред. от 16.05.2016), такой метод отсутствует.

МСФО (IAS ) 7 «Отчет о движении денежных средств »

Цель настоящего стандарта заключается в требовании предоставления информации об исторических изменениях в денежных средствах и эквивалентах денежных средств организации в форме отчета о движении денежных средств, в котором денежные потоки за период классифицируются как потоки от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

МСФО (IAS ) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки »

Цель данного стандарта — установить критерии выбора и изменения учетной политики вместе с порядком учета и раскрытием информации об изменениях в учетной политике, изменениях в бухгалтерских оценках и исправлениях ошибок.

Стандарт призван улучшить уместность и надежность информации, содержащейся в финансовой отчетности организации, а также сопоставимость этой финансовой отчетности во времени и с финансовой отчетностью других организаций.

МСФО (IAS ) 10 «События после отчетного периода »

Цель стандарта — определить случаи, когда организация должна корректировать показатели финансовой отчетности с учетом событий после отчетного периода.

Стандарт содержит требования к информации, которую организация должна раскрывать в отношении даты утверждения финансовой отчетности к выпуску, а также событий, произошедших после отчетной даты.

Событиями после отчетной даты считаются такие события, которые имеют место в период между отчетной датой утверждения финансовой отчетности.

МСФО (IAS ) 11 «Договоры на строительство »

Цель настоящего стандарта — установить порядок учета выручки и затрат, связанных с договорами на строительство. В связи с характером деятельности, осуществляемой по договорам на строительство, дата начала такой деятельности и дата ее завершения, как правило, приходятся на разные отчетные периоды. Таким образом, основной задачей учета договоров на строительство является распределение выручки и затрат, связанных с договором, по отчетным периодам, в которых проводятся строительные работы.

МСФО (IAS ) 12 «Налоги на прибыль »

Цель данного стандарта — определить порядок учета налогов на прибыль. Главный вопрос учета налогов на прибыль заключается в том, как учитывать текущие и будущие налоговые последствия:

  • будущего возмещения (погашения) балансовой стоимости активов (обязательств), которые признаны в отчете о финансовом положении организации;
  • операций и других событий текущего периода, признанных в финансовой отчетности организации.

МСФО (IAS ) 16 «Основные средства »

Цель стандарта — определить порядок учета основных средств, чтобы пользователи финансовой отчетности могли получать информацию об инвестициях организации в основные средства и об изменениях в таких инвестициях.

Главные вопросы в учете основных средств:

  • признание активов;
  • определение балансовой стоимости активов;
  • амортизация;
  • убытки от обесценения.

Основные средства — это материальные активы, которые:

  • отвечают требованиям признания активов;
  • предназначены для использования в производстве, выполнения работ, оказания услуг, для сдачи в аренду, для административных целей;
  • предполагается использовать в течение более чем одного периода.

МСФО (IAS ) 17 «Аренда »

Целью настоящего стандарта является определение надлежащей учетной политики и состава информации, подлежащей раскрытию, в отношении договоров аренды для арендаторов и арендодателей.

МСФО (IAS ) 18 «Выручка »

Цель стандарта — определить порядок учета выручки, возникающей от определенных видов операций и событий.

Основной вопрос при учете выручки — определить момент, когда ее необходимо признавать. Выручка признается, когда поступление будущих экономических выгод в организацию является вероятным и эти выгоды можно надежно оценить. Настоящий стандарт определяет условия, при которых будут удовлетворяться эти критерии и, следовательно, будет признана выручка. Настоящий стандарт также предусматривает практические рекомендации по применению указанных критериев.

Согласно РСБУ доход можно показать только в случае перехода права собственности на товары, для МСФО это не определяющий фактор. Что касается расходов, то для МСФО в отличие от РСБУ не обязательно документально подтверждать затраты.

МСФО (IAS ) 19 «Вознаграждения работникам »

Настоящий стандарт устанавливает правила учета и раскрытия организацией информации о вознаграждениях работникам. Цель стандарта состоит в установлении таких правил. МСФО 19 требует от организации признавать:

  • обязательство в том случае, когда работник оказал услугу в обмен на вознаграждение, подлежащее выплате в будущем;
  • расход в том случае, когда организация использует экономическую выгоду, возникающую в результате оказания услуги работником в обмен за вознаграждение.

МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»

Данный стандарт должен применяться при учете и раскрытии информации о государственных субсидиях и о других формах государственной помощи. В соответствии с МСФО 20 к государственным субсидиям относится правительственная помощь в форме передачи определенным компаниям ресурсов в обмен на соблюдение в прошлом или будущем условий, связанных с предоставлением субсидий.

К СВЕДЕНИЮ

Аналогом стандарта IAS 20 в российском законодательстве является Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), утвержденное Приказом Минфина России от 16.10.2000 № 91н.

МСФО (IAS ) 21 «Влияние изменений валютных курсов »

Организация может осуществлять валютные операции двумя способами: заключать сделки, выраженные в иностранных валютах, или владеть иностранными подразделениями. Кроме того, организация может представлять свою финансовую отчетность в иностранной валюте.

Цель настоящего стандарта — определить, каким образом следует отражать операции в иностранной валюте и показатели иностранного подразделения в финансовой отчетности организации и как пересчитывать финансовую отчетность в валюту представления.

МСФО (IAS ) 23 «Затраты по заимствования м »

Затраты по заимствованиям, непосредственно относящиеся к приобретению, строительству или производству квалифицируемого актива, включаются в первоначальную стоимость этого актива. Прочие затраты по заимствованиям признаются в качестве расходов.

МСФО (IAS ) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах »

Цель стандарта — обеспечить раскрытие в финансовой отчетности информации, необходимой для того, чтобы обратить внимание на возможность влияния на финансовое положение, прибыль или убыток организации факта существования связанных сторон, а также операций и остатков по операциям, включая договорные обязательства по будущим операциям с такими сторонами.

МСФО (IAS ) 27 «Отдельная финансовая отчетность »

Цель настоящего стандарта — установить правила учета и раскрытия информации в отношении инвестиций в дочерние организации, совместные предприятия и ассоциированные организации при подготовке организацией отдельной финансовой отчетности.

МСФО (IAS ) 28 «Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия »

Цель данного стандарта — определить правила учета инвестиций в ассоциированные организации и требования по применению метода долевого участия при учете инвестиций в ассоциированные организации и совместные предприятия.

Ассоциированной организацией признается организация, на деятельность которой инвестор имеет значительное влияние и которая не является ни дочерней организацией, ни долей участия в совместной деятельности.

МСФО (IAS ) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике »

В условиях гиперинфляционной экономики представление результатов деятельности и финансового положения организации в местной валюте без пересчета не является полезным. Деньги теряют покупательную способность с такой скоростью, что сопоставление сумм от операций и прочих событий, произошедших в разное время, даже в пределах одного отчетного периода, вводит в заблуждение.

МСФО (IAS ) 32 «Финансовые инструменты: представление »

Цель стандарта — установить принципы, в соответствии с которыми финансовые инструменты представляются в составе обязательств или собственного капитала, а также производится взаимозачет финансовых активов и финансовых обязательств.

Стандарт нацелен на более глубокое понимание пользователями финансовой отчетности значения финансовых инструментов для финансового положения, результатов деятельности и движения денежных средств организации.

В соответствии с финансовым инструментом является любой договор, в результате которого одновременно возникает финансовый актив у одной организации и финансовое обязательство или долевой инструмент — у другой.

МСФО (IAS ) 33 «Прибыль на акцию »

Цель настоящего стандарта — установить принципы определения и представления информации о прибыли на акцию, чтобы облегчить сравнение результатов деятельности различных организаций за один отчетный период или одной организации за различные отчетные периоды.

МСФО (IAS ) 34 «Промежуточная финансовая отчетность »

Цель стандарта — определить минимальное содержание промежуточного финансового отчета и установить принципы признания и оценки в полной или сокращенной финансовой отчетности за промежуточный период.

МСФО (IAS ) 36 «Обесценение активов »

Цель данного стандарта — определить порядок, который организация должна применять при учете активов, чтобы их балансовая стоимость не превышала возмещаемую сумму.

МСФО (IAS ) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы »

Цель настоящего стандарта — обеспечить, чтобы к оценочным обязательствам, условным обязательствам и условным активам применялись надлежащие критерии признания и база оценки, чтобы в примечаниях к финансовой отчетности раскрывалась достаточная информация, позволяющая пользователям понять их характер, распределение во времени и величину.

МСФО (IAS ) 38 «Нематериальные активы »

Настоящий стандарт требует, чтобы организация признавала нематериальный актив только тогда, когда выполняются определенные критерии. Стандарт также устанавливает порядок оценки балансовой стоимости нематериальных активов и требует раскрытия определенной информации о нематериальных активах.

МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»

Цель данного стандарта состоит в установлении принципов признания и оценки финансовых активов, финансовых обязательств и некоторых договоров покупки или продажи нефинансовых статей.

В стандарте определено такое понятие, как хеджируемая статья , которая является либо активом, либо обязательством или твердым соглашением, в связи с которыми организация подвергается риску изменений справедливой стоимости или будущих денежных потоков. Хеджирование финансовых инструментов заключается в частичной или полной компенсации изменения справедливой стоимости или денежных потоков хеджированных (защищаемых) статей финансовых инструментов.

МСФО (IAS ) 40 «Инвестиционная недвижимость »

Цель стандарта — установить порядок учета инвестиционной недвижимости и соответствующие требования к раскрытию информации.

Настоящий стандарт должен применяться организациями ко всем типам финансовых инструментов при признании, оценке и раскрытии информации в отношении инвестиционной недвижимости.

Инвестиционной недвижимостью является имущество (земля или здание), находящееся в распоряжении собственника или арендатора по договору финансовой аренды с целью получения арендных платежей, доходов от прироста стоимости капитала, но не для использования в производстве или поставках товаров или услуг либо для административных целей, а также для продажи в ходе обычной деятельности.

МСФО (IAS ) 41 «Сельское хозяйство »

Цель стандарта — установить порядок учета, представления финансовой отчетности и требования к раскрытию информации о сельскохозяйственной деятельности.

СОСТАВЛЕНИЕ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ

В соответствии с Федеральным законом № 208-ФЗ под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации .

Рассмотрим пример составления и анализа консолидированной отчетности по стандартам МСФО на примере предприятия АО «Альфа», которое контролирует деятельность двух предприятий — АО «Бета» и АО «Гамма», занимающихся производством и обслуживанием агрегатов и запасных частей для автомобилей.

Отчет о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе (отчет о совокупном доходе) (табл. 1) схож с отчетом о финансовых результатах (форма № 2) бухгалтерской отчетности по РСБУ.

Таблица 1. Консолидированный отчет о совокупном доходе за 2015 и 2016 гг., тыс. руб.

Показатель

2016 г.

2015 г.

2016 г. к 2015 г.

тыс. руб.

Себестоимость реализации

Валовая прибыль

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы

Формирование резерва под обесценение основных средств, гудвилла и нематериальных активов

Прочие операционные доходы/расходы, нетто

Операционная прибыль

Финансовые доходы/расходы, нетто

Положительные/отрицательные курсовые разницы

Прибыль до налогообложения

Налог на прибыль

Прибыль за отчетный период

Кроме такого вида консолидированного отчета, можно представить более детальную информацию по некоторым статьям, например по выручке от реализации (табл. 2).

Таблица 2. Анализ выручки за 2015 и 2016 гг., тыс. руб.

Показатель

2016 г.

2015 г.

2016 г. к 2015 г.

тыс. руб.

Выручка

Ремонт агрегатов

АО «Бета»

АО «Гамма»

Техническое обслуживание

АО «Бета»

АО «Гамма»

АО «Бета»

АО «Гамма»

Из представленного анализа видно, что по всем рассмотренным видам деятельности у предприятий наблюдается рост выручки, за исключением АО «Гамма» в части ремонта автомобильных агрегатов. Такое падение произошло за счет того, что по проценту готовности одного договора АО «Гамма» основная выручка была признана в отчетности 2015 г.

Отчет о финансовом положении очень похож на бухгалтерский баланс по РСБУ. Согласно нормативным данным отчет о финансовом положении по МСФО должен включать статьи, представляющие следующие величины :

  • основные средства;
  • инвестиционная недвижимость;
  • нематериальные активы;
  • финансовые активы;
  • инвестиции, учитываемые с использованием метода долевого участия;
  • биологические активы;
  • запасы;
  • торговая и прочая дебиторская задолженность;
  • денежные средства и эквиваленты денежных средств;
  • общая сумма активов, классифицированных как предназначенные для продажи, и активов, включенных в выбывающие группы, классифицированные как предназначенные для продажи в соответствии с МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»;
  • торговая и прочая кредиторская задолженность;
  • оценочные обязательства;
  • финансовые обязательства;
  • обязательства и активы по текущему налогу, как определено в МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль»;
  • отложенные налоговые обязательства и отложенные налоговые активы, как определено в МСФО (IAS) 12;
  • обязательства, включенные в выбывающие группы, классифицированные как предназначенные для продажи в соответствии с МСФО (IFRS) 5;
  • неконтролирующие доли участия, представленные в составе собственного капитала;
  • выпущенный капитал и резервы, относимые к собственникам материнской организации.

Организация должна представлять дополнительные статьи, заголовки и промежуточные итоги в отчете о финансовом положении , когда такое представление уместно для понимания ее финансового состояния.

Рассмотрим пример оформления отчета о финансовом положении АО «Альфа» (табл. 3).

Таблица 3. Отчет о финансовом положении, тыс. руб.

Показатель

2016 г.

2015 г.

Изменение

тыс. руб.

Активы, всего

Основные средства

Нематериальные активы

Дебиторская задолженность

Авансы выданные

Прочие активы и инвестиции в прочие организации

Дебиторская задолженность по налогам и сборам

Денежные средства и краткосрочные депозиты

Отложенные налоговые активы

Собственный капитал, всего

Уставный капитал

Добавочный капитал

Нераспределенная прибыль

Обязательства, всего

Кредиты и займы

Обязательства по финансовой аренде, пенсионным планам

Отложенные налоговые обязательства и прочие резервы

Кредиторская задолженность

Авансы полученные

Задолженность по налогам и сборам

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Форма бухгалтерского баланса по РСБУ четко прописана в Приказе Минфина России от 02.07.2010 № 66н (в ред. от 06.04.2015) «О формах бухгалтерской отчетности организаций», в то время как форма отчета о финансовом положении по МСФО отсутствует (имеется только ряд правил и статей, которые должны быть отображены в отчете).

Сумма активов (293 491 тыс. руб.) должна быть равна сумме пассивов (собственный капитал + обязательства = 293 491 тыс. руб.) аналогично оформлению бухгалтерского баланса.

На этапе составления консолидированной отчетности принято рассчитывать показатель EBITDA (прибыль до вычета расходов по выплате процентов, налогов и начисленной амортизации) (табл. 4).

Таблица 4. Расчет показателя EBITDA, тыс. руб.

Показатель

2016 г.

2015 г.

2016 г. к 2015 г., %

Ремонт агрегатов

АО «Бета»

АО «Гамма»

Техническое обслуживание

АО «Бета»

АО «Гамма»

АО «Бета»

АО «Гамма»

Итого EBITDA

Этот показатель в последнее время особенно полюбился инвесторам и кредиторам. Такой показатель можно рассчитать только в случае, если предприятие ведет учет согласно стандартам МСФО. Нашими стандартами расчет данного показателя не предусмотрен, но все же формулу расчета для российской практики немного адаптировали, и EBITDA в таком случае будет равняться сумме прибыли от реализации и амортизационных отчислений.

Немаловажным является расчет коэффициента отношения долга к EBITDA (К од ), который отражает способность предприятия отвечать по своим обязательствам, характеризуя его платежеспособность:

К од = Обязательства / EBITDA.

К од 2015 = 220 794 тыс. руб. / 69 145 тыс. руб. = 3,19;

К од 2016 = 157 435 тыс. руб. / 54 352 тыс. руб. = 2,90.

Чем выше этот показатель, тем больше проблем у предприятия с долговыми обязательствами и тем меньше у него возможности погасить эти обязательства за счет собственной прибыли.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Рассмотрев особенности составления консолидированной финансовой отчетности, стоит отметить сходства с российской бухгалтерской отчетностью. В рассмотренном примере компания «Альфа» контролирует деятельность нескольких предприятий, которые формируют свою индивидуальную отчетность. Далее она составляет консолидированную отчетность, объединяя данные подведомственных ей предприятий. При этом учетные политики всех предприятий должны быть сходны в основных вопросах.

Чаще всего на практике так называемые управляющие компании спускают подведомственным им предприятиям свою редакцию учетной политики, на основании которой «дочки» должны скорректировать собственную редакцию.

А. Н. Дубоносова, заместитель управляющего директора по экономике и финансам

По имеющимся официальным данным, в 2015 году станет обязательным введение такого регламента, как особых категорий. Чаще всего можно встретить аббревиатуру данного понятия - МСФО.

  • участники-профессионалы фондового рынка;
  • товарные биржи;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • клиринговые компании;
  • акционерные инвестиционные фонды;
  • управляющие организации вышеперечисленных категорий.

Имеет смысл для начала определиться с вопросом: «МСФО - что это такое?». Данное понятие расшифровывается как комплекс специализированных документов, точнее стандартов, посредством которых осуществляется регламентирование порядка создания финансовой отчетности, находящейся в свободном доступе для внешних пользователей.

МСФО против российской системы учета

В первую очередь наблюдается отличие в конечных пользователях информацией, которая включает соответствующие показатели учета, сгруппированные согласно вышеуказанным стандартам. В частности российская модель была нацелена на органы государственного управления и статистики, а международная - на инвесторов, предприятия и финансовые институты. Вследствие этого в сопряженных с ним отличиях относительно интересов и потребностей в финансовой информации проявляются также разные принципы, на которых базируется порядок формирования данной отчетности.

Так, обязательным правилом в МСФО выступает приоритет содержания касаемо формы представления ранее указанной информации. Говоря о российской системе учета, данный момент чаще всего опускают.

Практическим примером может выступать ситуация, при которой ПБУ считает частью капитала предприятия, хотя относительно их экономической природы наблюдается очень мало отличительных черт от облигаций. В соответствии с МСФО эти особенности являются значительными для того, чтобы не отражать их в составе капитала.

Цель внедрения МСФО на российские предприятия

Для того чтобы сформировать адекватно воспринимаемую и понятную пользователям различных стран были введены международные стандарты. Их цель заключается в унификации составления рассматриваемого комплекса документов и предоставлении данных о деятельности какой-либо компании.

Стоит выделить перечень документов, определяющих МСФО направлены на их унификацию относительно порядка создания, а именно:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о ;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • отчет об изменениях в капитале либо иных операциях данной направленности;
  • учетная политика.

Наряду с вышеуказанными отчетами предприятиями могут формироваться и определенные обзоры для руководящего состава, в которых отображаются показатели прибыли данной компании.

МСФО - что это такое?

Данная система учета выглядит как определенный набор документов, включающий следующие элементы:

  • предисловие к положениям рассматриваемых стандартов;
  • разъяснения основополагающих принципов подготовки и формы предоставления данного вида отчетности, по сути концепции МСФО;
  • стандарты и соответствующие интерпретации к этим документам.

Каждый из вышеперечисленных документов имеет собственную значимость, но при этом используется исключительно в комплексе с другими элементами. Таким образом, из указанного ранее перечня значит, что МСФО - стандарты, каждый из которых имеет определенно установленную структуру.

Смысловой аспект стандартов рассматриваемой системы учета

Они устанавливают правила, которые определяют порядок расшифровки отдельных операций, совершаемых в ходе осуществления профильной деятельности предприятия и отражающихся в финансовой отчетности.

Важно отметить то, что стандарты, принятые соответствующим органом до 2001 года, именуются International Accounting Standards или сокращенно IAS, а далее, с 2001 года, - International Financial Reporting Standards, аббревиатура которого имеет такое написание - IFRS.

Действующие вышеуказанные стандарты

Основные МСФО, разработанные до 2001 года, включают:

International Financial Reporting Standards

Перечень стандартов рассматриваемой системы учета, принятых с 2001 года, имеет следующий вид:

  1. «Принятие Международных стандартов финансовой отчетности впервые» (IFRS № 1).
  2. «Выплаты на основе долевых инструментов» (IFRS № 2).
  3. «Объединение предприятий» (IFRS № 3).
  4. «Договоры страхования» (IFRS № 4).
  5. «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность» (IFRS № 5).
  6. «Разведка и оценка минеральных ресурсов» (IFRS № 6).

Чем ознаменован текущий год касаемо рассматриваемой системы учета?

Из официальных источников стало известно о готовности последнего тома МСФО 2014 года, имеющего название «Красная книга». Она содержит правила по международному учету, включая те, которые вступят в силу после 01 января текущего года. Примером могут служить вошедшие поправки к девятому стандарту, называемому «Финансовые инструменты», принятого с 2001 года. Также присутствует два комплекта ежегодных изменений касаемо МСФО 2011-2013 и МСФО 2010-2012, одна интерпретация по сборам, конституция Фонда МСФО, подробный план работы.

Что хорошего в данной системе учета?

Для того чтобы сформировать правильный по международным меркам финансовый отчет, МСФО будут незаменимы в помощи.

Стоит выделить ряд преимуществ данной системы учета, которые могут быть сопряжены с деятельностью следующих субъектов:

  1. инвесторов, так как это обусловлено понятностью, прозрачностью, надежностью и меньшей величиной издержек.
  2. Компаний, потому что уменьшаются расходы на мероприятия по привлечению инвестиций, существует единая система учета, отсутствует необходимость согласования финансовой информации, порядок как во внутреннем, так и во внешнем учете.
  3. Аудиторов: ввиду того что существует единообразие в основополагающих есть возможность поучаствовать в вопросах принятия соответствующих стандартов, проводятся масштабные тренинги.
  4. Самих разработчиков данных стандартов - в связи с тем, что это прекрасная возможность обмена опытом, основа для будущих национальных стандартов и конвергенция действующих.

Все вышеизложенное помогает в очередной раз получить ответ на вопрос: «МСФО - что это такое?»

Как сгладить процесс перехода к МСФО?

К задачам реформирования можно отнести следующие:

  1. Специальную подготовку бухгалтеров до уровня профессионального владения основами рассматриваемой системы учета.
  2. Укрепление в сознании руководителей предприятий реальной заинтересованности в предоставлении правдивых и объективных сведений.
  3. Окончательное разграничение бухгалтерского учета на налоговый, финансовый и управленческий.

Важность перехода обуславливается тем фактом, что МСФО - стандарты, являющиеся компромиссом между основными мировыми системами учёта.

Привлекательность реформы бухгалтерского учета для предприятий по всему миру

Рассматриваемая финансовая отчетность МСФО может облегчить компаниям из разных стран выход на рынки капитала мирового уровня, а также позволит увеличить сопоставимость информации, сделать ее прозрачнее для внешних пользователей.

Конкретно российские предприятия смогут разговаривать на одном языке со своими иностранными коллегами и укреплять свои деловые позиции на внешних рынках с точки зрения равноправия своих возможностей, вследствие чего станут доступны многочисленные перспективы международных рынков капитала.

Внедрение МСФО положительно отразится и на качестве в частности на его повышении, а также поспособствует обновлению информационных систем и мотивации персонала.

К тому же привлечение зарубежного капитала без отчетности, составленной согласно МСФО, на сегодняшний момент в значительной степени затруднено. И не имеет значения, будет это сделано либо при помощи западных банков, либо при помощи выхода на фондовый рынок, находящийся за границей, либо привлечением частных инвестиций из-за рубежа. Отчетность, составленную в соответствии с ПБУ, потенциальный иностранный инвестор, скорее всего, не поймет. Поэтому стоит позаботиться о формировании отчетности, регламентированной МСФО.

Компании осознают тот факт, что в недалеком будущем международные стандарты перейдут в ранг национальных. Для многих фирм отчеты согласно МСФО требуются уже сегодня в целях обеспечения значительного конкурентного преимущества посредством привлечения ресурсов на таких международных рынках заимствований, как бонды, кредиты или IPO.

Таким образом, все вышеизложенное помогает более подробно разобраться в вопросе: "МСФО - что это такое?"

Комитет по международным бухгалтерским стандартам (IASC) был создан в 1973 году. В эти годы бухгалтерская профессия переживала значительные изменения – в те же годы в США был создан FASB (Совет по стандартам финансового учета), в Великобритании была создана национальная организация для разработки стандартов.

Начало было положено после неформальных встреч представителей бухгалтерских ассоциаций Великобритании (ICAEW) и США (AICPA). Затем после консультаций с бухгалтерскими ассоциациями Канады, Австралии, Мексики, Японии, Франции, Германии, Нидерландов и Новой Зеландии эти страны были приглашены к участию в международном проекте. Из-за давления Великобритании вкупе с ее финансовыми вливаниями Комитет (IASC) был размещен в Лондоне. Там же находится и штаб-квартира Совета по МСФО (IASB), который принял на себя все функции Комитета после его реструктуризации в 2001 году.

Настоящие причины создания Комитета по МСФО окутаны тайной. Конечно, в то время уже назрела необходимость в создании единого языка для растущего в объемах международного бизнеса. Но, скорее всего, основной мотивацией было желание Великобритании создать организацию для разработки международных стандартов в пику попыткам Европейского союза создать такой же орган. Ведь в случае, если бы страны Европы сделали это первыми, то в международных стандартах господствовала бы континентальная модель бухгалтерского учета (Code model of reporting), а не та модель (англосаксонская), которая была принята в Великобритании и в большинстве англоговорящих наций (Anglo-Saxon financial reporting approach).

В марте 1974 года был выпущен E1 – проект первого стандарта под названием «Раскрытие учетной политики» (Disclosure Of Accounting Policies), а в январе 1975 года этот стандарт был принят. 2 стандарта были выпущены в 1975 году, еще 3 в 1976, два в 1977, три в 1978.

Первоначально мало кто использовал данные стандарты, однако с течением времени ситуация сильно изменилась.

Список действующих стандартов МСФО

МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»

МСФО (IAS) 2 «Запасы»

МСФО (IAS) 7 «Отчеты о движении денежных средств»

МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»

МСФО (IAS) 10 «События после окончания отчетного периода»

МСФО (IAS) 11 «Договоры на строительство» (перестал действовать с 1 января 2018 года; новый стандарт по выручке действует с 01.01.18 — IFRS 15)

МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль»

МСФО (IAS) 14 «Сегментная отчетность»

МСФО (IAS) 16 «Основные средства» (IAS 16 «Property, Plant and Equipment»)

МСФО (IAS) 17 «Аренда» (IAS 17 «Leases») () (перестал действовать с 1 января 2019 года; новый стандарт по аренда действует с 01.01.19 — IFRS 16)

МСФО (IAS) 18 «Выручка» (IAS 18 «Revenue») (перестал действовать с 1 января 2018 года; новый стандарт по выручке действует с 01.01.18 — IFRS 15)

МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»

МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»

МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений обменных курсов валют» ()

МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам»

МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»

МСФО (IAS) 26 «Учет и отчетность по пенсионным планам»

МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность»

МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные предприятия»

МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике»

МСФО (IAS) 31 «Участие в совместном предпринимательстве»

МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление информации»

МСФО (IAS) 33 «Прибыль на акцию»

МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность»

МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»

МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» (подробно , )

МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» ()

МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»

МСФО (IAS) 40 «Инвестиционное имущество»

МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство»

МСФО (IFRS) 1 «Первое применение международных стандартов»

МСФО (IFRS) 2 «Платеж, основанный на акциях»

МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса»

МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»

МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых» ()

МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации»

МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты»

МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» ()

МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» ()

МСФО (IFRS) 11 «Совместная деятельность»

МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации об участии в других предприятиях»

МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости»

МСФО (IFRS) 14 «Счета отложенных тарифных разниц»(Regulatory Deferral Accounts ) — вступит в силу с 01 января 2016 года

МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» (Revenue from Contracts with Customers) — вступит в силу с 01 января 2017 года (читать и ). В сентябре 2015 дата вступления стандарта в силу была отложена. Новая дата вступления в силу 1 января 2018 года.

Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» внесены 12 апреля 2016 года

МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования» вышел 18 мая 2017 года, вступит в силу с 1 января 2021 года

Все названия стандартов на русском языке взяты из текстов перевода МСФО на русский язык на сайте Минфина РФ.

Их можно посмотреть по адресу: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/accounting/mej_standart_fo/docs/

Рассказать друзьям