Дуальное образование в россии. Дуальное образование: опыт Германии и внедрение в России Дуальная система обучения в спо

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Чтобы понять, чем отличается дуальное профобразование от дуального профессионального обучения, надо уточнить, что же значит загадочное, но модное ныне слово «дуальный». Попробуем понять его смысл через подбор синонимов. Например, таких как «двусторонний», «двойной».

Говоря о дуальном профессиональном образовании, подразумевают наличие двух сторон: учебные учреждения, дающие современные теоретические профессиональные знания своим подопечным, и предприятия, где получают неоценимые конкретные практические навыки, умения.

Такое образование уже практикуется в Московской области, Пермском, Красноярском краях, Нижегородской, Вологодской и других областях.

Опыт очень интересный, перспективный. Профессиональные учебные заведения обучают воспитанников в соответствии с определенными запросами работодателей. Теоретические знания обучающиеся получают в стенах учебных учреждений, а вот практические навыки – на предприятиях заинтересованных работодателей. Причем на практику отводится намного большевремени (примерно две трети), чем на изучение теории.

Чем же привлекателен такой опыт? Конкретностью. Теория сразу же подкрепляется практикой. Готовят специалистом на определенные должности, практика проходится ими на будущем рабочем месте.

Какие же еще плюсы дуального образования?

Предприятие активно участвует в подготовке для себя нужных кадров в соответствии со своими требованиями. Государство не тратит время и деньги на обучение обезличенных специалистов. Учащиеся обучаются сразу в двух местах: в учебном профессиональном учреждении и на реальном предприятии, что укрепляет в них желание заниматься выбранным делом.

К концу обучения молодой работник профессионально компетентен,вовлечен в определенное производство, будущее место работы для него родное, знакомое, понятное. Он знает, что, как и когда нужно делать, мотивирован на успешную, качественную работу. Рабочий график не будет для него в новинку. Ему понятна инфраструктура предприятия, знаком с корпоративной культурой. Коллектив известен, все его знают, потому стрессовых ситуаций, конфликтов не боится. Вход в должность тоже не требует времени. Наставник – сотрудник предприятия — всегда поможет, подскажет.

Теория уже не оторвана от практики и не превалирует в процессе обучения, как раньше.

Дуальное профессиональное образование позволяет избежать выпуска обезличенных специалистов, которых потом необходимо доучивать на рабочем месте, теряя на это драгоценное время, что в результате негативно сказывается на эффективности работы предприятия в целом. То есть время для адаптации им не требуется.

Не пополняются ряды молодых специалистов либо безработных, так как не могут трудоустроиться, либо работающих не по профессии.

Обучаемый чувствует ответственность перед предприятием, ощущает заинтересованность, заботу будущего работодателя. Отсюда появляется и мотивация к качественному обучению, верность, преданность предприятию, профессии.

Во время реальной, взрослой работы на настоящем производстве формируетсясильная, уверенная, целеустремленная личность.

В результате из выпускника школы вырастает настоящий увлеченный своим делом специалист, который не только профессионально обучен, но и профессионально образован.

Нельзя подменять дуальное профессиональное образование на профессиональное обучение. Обучить («натаскать», натренировать) можно кого угодно и чему угодно, нужно только время, наличие у наставников педагогических навыков и терпение.

Профессиональное образование – понятие более емкое. Это не только механическое обучение определенным навыкам, умениям, но и формирование убеждений, взглядов, умения творчески использовать полученный багаж знаний, стремление непрерывно повышать квалификацию, видеть профессиональные перспективы.

Это и воспитание разносторонней личности с развитым, широким кругозором.

Образованный человек – это человек, не только механически усвоивший определенный опыт, знания, умения, которые ему постарались передать, то есть обученный, но и думающий, самостоятельный, творческий, не останавливающийся на достигнутом.

Обученный– это исполнитель, а образованный – новатор, созидатель, идущий в ногу со временем.

Дуальное профессиональное образование позволяет готовить образованные (а не только обученные) креативные, квалифицированные профессионально-технические кадры, приступающие к работе в полую силу сразу после обучения.

Дуальное обучение для Казахстана - новая форма подготовки специалиста, в которой совмещена практическая и теоретическая составляющие профессионального образования. Что это такое? Расскажем подробнее.

Дуальное обучение в Казахстане: цели, задачи, проблемы и пути их решения

Дуальное образование - тема, которая с недавних пор стала популярной в Казахстане. Такая актуальность обусловлена кризисом, который переживает профессиональнее образование, высшие учебные заведения.

Кризисная ситуация в казахстанской системе подготовки специалистов не уникальна для постсоветского пространства. Связано это с двумя главными причинами:

  1. Длительное время учебные заведения технического и гуманитарного профиля руководствовались исключительно теми стандартами обучения, которые определяло государство. При этом у будущего работодателя не спрашивали, какого специалиста он ожидает.
  2. Предприятия стали частными, и взаимосвязь «вуз (колледж) - производство» была нарушена.

Однако экономика, школа, медицина, социальные проекты, техника стремительно развиваются и требуют готовых специалистов, которые с первых же дней работы на производстве будут иметь четкие представления о задачах и технологии их выполнения.

К сожалению, учебные центры больше времени уделяют исключительно теоретической подготовке, тогда как на практику отведено от силы 10% учебного плана. В результате выпускники колледжей, техникумов и университетов, попав на производство, выглядят и чувствуют себя беспомощными. У работодателя в свою очередь нет ни времени, ни ресурсов для формирования у них практических навыков.

Путь решения этой проблемы - дуальное обучение (ДО). Давайте разберемся, что такое дуальное обучение? Какие цели и задачи оно преследует?

Эта система предполагает подготовку специалиста одновременно по двум направлениям - теоретическому и практическому. 1/3 времени обучения он получает базовые знания в колледже, а 2/3 - отшлифовывает навыки и получает практически значимые знания на производстве - обучающем предприятии.

Главная цель - подготовить квалифицированного и грамотного выпускника, у которого сформированы базовые навыки работы на производстве, разработать казахстанскую модель ДО в системе технического и профильного образования (ТиПо).

Проще говоря, подготовить такого специалиста, который бы с первых же дней мог включиться в работу и выполнял бы ее на высоком профессиональном уровне. Кроме того, дуальное образование предполагает формирование заказа от работодателей Казахстана на специалистов с определенными навыками и знаниями.

Для достижения этой цели необходимо реализовать такие задачи:

  • изучить передовой опыт дуального обучения;
  • создать экспериментальные площадки для ДО;
  • определить особенности подготовки в системе дуального образования в разных областях, регионах Казахстана, а также сферах экономики.

Как же развивается дуальное обучение в Казахстане? В нашей стране такой вид подготовки кадров начали внедрять с 2012 года. В этом направлении есть ряд успехов:

  • в нормативных актах закреплено понятие «дуальное обучение». В первую очередь это касается Трудового кодекса;
  • на законодательном уровне утвержден баланс теории и практики в системе обучения в техникумах и колледжах. Часы распределяются так - 40% к 60%;
  • утверждены правила реализации таких программ в учебных заведениях технического и профессионального образования;
  • тому, кого обучают по этой системе, засчитывается трудовой стаж;
  • заключены договоры с предпринимателями, которые обеспечивают производственную базу для подготовки специалистов.

Наиболее перспективные направления реализации ДО в Казахстане - это учебные заведения технико-технологического и сельскохозяйственного профиля.

Сегодня наиболее успешно реализуется дуальное обучение в колледже, поскольку образовательные структуры такого типа предполагают подготовку специалиста среднего звена, изначально сориентированного на производство.

На данный момент в этой программе задействовано 348 колледжей. Они сотрудничают с более чем 1700 предприятиями. Подготовку проходят более 20 тыс. студентов.

Работодатели заключают договор с теми, кто поступает в такие колледжи. Благодаря этому студент знает, что после завершения учебы он будет трудоустроен на конкретном предприятии, а руководитель производства уверен в том, что в коллектив вольется новый квалифицированный сотрудник.

Благодаря межгосударственным (немецко-казахстанским) программам учебные центры подобного рода созданы в ВКО, Акмолинской и Костанайской областях, в Карагандинской области.

Вместе с тем участники этой программы обучения сталкиваются с рядом проблем:

  1. Недостаточно разработана законодательная и нормативная база, которая регламентирует такую систему подготовки специалистов.
  2. Действуют устаревшие образовательные стандарты.
  3. Отсутствуют инвестиции (большинство предпринимателей не готовы вкладывать деньги в подготовку специалистов).

Таким образом, перед профильным министерством стоит ряд задач первостепенной значимости, без решения которых невозможна полноценная реализация ДО. В том числе:

  • разработать нормативную базу;
  • выработать национальную модель подготовки специалистов по таким программам;
  • создать инфраструктуры для реализации дуального обучения (центры переподготовки и сертификации специалистов, учебные пункты на предприятиях);
  • разработать систему мониторинга эффективности действия программы ДО.

Решить эти задачи - значит сформировать новую модель подготовки профессионалов. Она сократит разрыв между тем, что умеют и знают выпускники учебных заведений, и тем, какие требования к ним предъявляют производства разных секторов экономики.

Дуальное обучение: зарубежный опыт

Представление о том, насколько эффективно дуальное обучение, дает опыт зарубежных стран. В первую очередь речь идет о Германии, где и появилась идея такой образовательной системы.

Считается, что дуальное обучение - это модель обучения, ставшая популярной еще в средневековой Германии. Тогда ремесленников готовили в специальных ремесленных цехах. В ХІХ веке дети учились на производстве и одновременно в воскресной школе.

На сегодняшний день более 50% образовательных институтов и центров Германии работают по системе дуального обучения. Подготовка по таким программам ведется по 340 специальностям и профилям. Более 54% специалистов, которые ежегодно трудоустраиваются на немецкие предприятия, - выпускники таких колледжей.

В чем особенность такой формы обучения в Германии:

  1. Колледжи готовят специалистов, контактируя с производством. Учебные планы составлены таким образом, что 1 или 2 дня в неделю студент проходит теоретическую подготовку, а 3 или 4 дня - работает на предприятии.
  2. Студент получает от фирмы или завода заработную плату, социальные льготы.
  3. По завершении обучения выпускник сдает своеобразные государственные экзамены.

Несмотря на то что предприниматели, которые участвуют в такой программе, инвестируют значительные суммы, однако и выгоду от этого получают существенную. Все вложенные ими деньги в подготовку специалиста возвращаются сторицей через 9 месяцев, максимум - через 2–3 года.

Сегодня в Германии увеличивается потребность в квалифицированных работниках, поэтому актуальна программа дуального обучения мигрантов. Она работает по принципу «3+2». Мигрант, ставший учеником, получает право легально находиться в стране на протяжении 3-х лет обучения и 2-х последующих, когда будет отрабатывать вложенные в его подготовку деньги на предприятии.

Программа «Ученичество» работает и в США. Она охватывает молодежь, которой не исполнилось 18-ти. Подготовка ведется в основном по техническим направлениям. В Великобритании на дуальном обучении находится около миллиона человек ежегодно.

Государства стараются поощрить работодателей, которые участвуют в системе дуальной подготовки. К примеру, в Канаде действуют налоговые льготы, во Франции предприниматели-инвесторы получают компенсацию.

Дуальное обучение - перспективная программа подготовки специалистов. Выпускники колледжей, где реализована такая программа, получают профессию, им несложно трудоустроиться.

Такие работники - движущая сила экономики страны. Они получают адекватные современным требованиям знания, формируют навыки и умения. Поэтому легко справляются с производственными задачами.

Первостепенная задача правительства Казахстана - заинтересовать предпринимателей в партнерстве с учебными заведениями.

Система высшего образования день ото дня становится более гибкой и ориентированной на практику. Ведущие вузы понимают, что сегодня студенты учатся не только ради получения диплома, но, в первую очередь, чтобы получить те знания, навыки и умения, которые будут востребованы в практической деятельности.

В прошлом остался дефицит дипломированных специалистов, и теперь работодатели смотрят не на оценки в дипломе, а на то, что выпускник вуза умеет делать. Поэтому в университетах и институтах активно внедряются инновационные формы учебы. Главная цель этого - сократить разрыв между сухой теорией и полезными практическими навыками, которые ценятся на рынке труда.

В этой статье мы расскажем о двух перспективных технологиях обучения: дуальной и проектной, а также подскажем, в каких отечественных вузах они реализуются. Хотите получить больше полезной информации - подписывайтесь на наш телеграм-канал .

Дуальная система обучения

Подобный подход к образованию зародился в профессиональных училищах Германии, после чего дуальную систему также стали применять в Канаде, Австрии, Швейцарии и других странах.

Ее суть состоит в том, что студенты не только слушают лекции и обсуждают полученные знания на семинарах, но и выполняют практические задания на профильных предприятиях или фирмах. При такой форме учебы количество лекций уменьшается: студенты учатся или на 1-2-х парах, или 2-3 дня в неделю. Все остальное время они работают в организациях-партнерах вузов и даже получают за это зарплату. Если же они чувствуют недостаток заданий, преподаватели проводят дополнительные консультации.

Важным преимуществом такого подхода является то, что он решает проблему трудоустройства выпускников: чаще всего, студент остается работать в той фирме, где уже практиковался во время учебы. Кроме того, у такой системы есть и другие плюсы.

Достоинства дуального подхода

Внедрение дуального подхода позволяет достигнуть следующих результатов:

  1. улучшить практическую подготовку;
  2. адаптировать профессиональные знания и умения к реальным условиям рынка труда;
  3. ускорить процесс трудоустройства выпускника и его адаптации на рабочем месте.

Где получить дуальное образование в России?

Такая система уже действует в колледжах (преимущественно в Калужской, Ульяновской, Ярославской области и Пермском крае), однако педагоги говорят о том, что организация дуального обучения в вузе также будет воплощена в ближайшее время.

Технология проектного обучения

Суть проектного обучения также направлена на уход от «чистой» теории. Проектная система обучения построена на активных и интерактивных методах обучения (тренинги, мастер-классы, творческие мастерские, деловые игры, решение кейсов). Благодаря этому студенты учатся организовывать свою деятельность и взаимодействовать, приобретают навыки командной работы и тайм-менеджмента.

Эта технология возникла в США в конце 19-го столетия. Основатель проектной системы обучения - американский педагог Джон Дьюи, автор концепции прагматической педагогики.

Особенность такой учебы состоит в том, что вместо обычных лабораторных или домашних работ студенты работают над проектами в выбранной отрасли. Будущие юристы участвуют в ведении реальных дел, журналисты работают над выпуском телепрограммы, врачи ставят диагноз, педагоги готовят уроки.

От дуального обучения эта технология отличается тем, что над проектом студенты работают не в одиночку, а небольшими группами.

Преимущества проектного обучения

Внедрение модели проектного обучения дает учащимся возможность:

  1. лучше ориентироваться в информационном пространстве;
  2. самостоятельно принимать решения и нести ответственность;
  3. приобретать практические навыки, необходимые для работы в выбранной отрасли.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

Работает ли этот способ обучения в России?

В отличие от дуального подхода к образованию, технология проектного метода обучения применяется во многих отечественных вузах. Студенты НИУ «Высшая школа экономики» осваивают данную технологию уже с 2014 года, а Южно-Уральский государственный университет в этом учебном году предложил учащимся выполнение проектов с дальнейшим трудоустройством на выбранных предприятиях.

Кроме того, такой подход реализуется в Московском политехническом университете, Нижегородском государственном университете им. Н. И. Лобачевского и Дальневосточном федеральном университете.

Ну а если эти технологии оказались настолько действенными, что вы увлеклись практикой и забыли о реферате или контрольной - на помощь придет . Его специалисты помогут решить текущие вопросы качественно и оперативно.

Белякова Т.Н. преподаватель ГБПОУ СХТК

Дуальная модель обучения в системе среднего профессионального образования

    Основные понятия, используемые в дуальной модели обучения.

Дуальная система образования - система образования, предусматривающая сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности.

Профессиональный стандарт - документ, который устанавливает определяемые профессиональной квалификацией требования к знаниям, умениям, навыкам, опыту, системе ценностей и личным качествам.

Учебная образовательная программа - документ, который устанавливает перечень и наименование учебных дисциплин, подлежащих изучению в процессе обучения, объем часов теоретической и производственной составляющей процесса обучения и условия аттестации обучаемых.

Профессиональная квалификация - это уровень компетентности, необходимый в данной сфере профессиональной деятельности и признаваемый на основании урегулированных требований либо требований, сложившихся исторически или в международной практике.

Кредит - унифицированная единица измерения объема учебной работы студента; один кредит равен 1 академическому часу аудиторной работы обучаемого в неделю на протяжении академического периода.

Кредитная система обучения - образовательная технология, направленная на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов.

    Сущность и содержание дуальной модели обучения.

Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности. Учебный процесс организуется следующим образом: параллельно с обычными занятиями в вузе, колледже или ином профессиональном учебном заведении (общеобразовательная подготовка) учащиеся ходят на работу на конкретное предприятие или фирму, где приобретают практический опыт (профессиональная подготовка). Такая форма подготовки и переподготовки работников технического и профессионального профиля позволяет гибко совмещать прохождение теоретического курса и профессиональной подготовки специалистов непосредственно на рабочих местах и обеспечить присвоение обучаемым более высоких квалификаций (разрядов), возможность расширения функциональных обязанностей. График учебного процесса по дуальной системе образования разрабатывается с учетом специфики каждого конкретного предприятия и требований к компетентности и квалификации обучаемого в соответствии с рекомен­дациями РГП «РНМЦ» МОН РК.

Дуальная система предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании обучаемых. Предприятие предоставляет условия для практического обучения и несёт все расходы, связанные с ним, включая возможную ежемесячную плату обучающемуся. Учебные заведения на равноправной основе сотрудничают с предприятиями, на базе которых осуществляется производственное или практическое обучение

    Назначение и цели дуальной модели обучения.

Дуальная модель обучения предусматривает вовлечение предприятий в процесс подготовки кадров, которые идут на достаточно существенные расходы, связанные с обучением работников, так как хорошо знают, что затраты на качественное профессиональное образование являются надежным вкладом капитала. При этом они становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в содержании обучения, его организации.

Цели: Развитие технического и профессионального образования путем создания высокоэффективной конкурентоспособной системы подготовки и переподготовки кадров рабочих и технических специалистов.

    Нормативно-правовое обеспечение дуальной модели обучения.

ст. 8 Закона РФ «Об образовании». Она представляет собой совокупность взаимодействующих подсистем и элементов:

1) преемственных образовательных программ различного уровня

и направленности, федеральных государственных образовательных

стандартов и федеральных государственных требований;

2) сети реализующих их образовательных учреждений;

3) органов, осуществляющих управление в сфере образования, и

подведомственных им учреждений и организаций;

4) объединений юридических лиц, общественных и государственно-

общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования

Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основе:

    Профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (проект);

    ФГОС СПО 44.02.06 «Профессиональное обучение (по отраслям)»;

    ФГОС ВО 050100 «Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр")»

и в соответствии с Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2015 года №ВК-1032/06).

Распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2015 г. № 349-р «Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования Российской Федерации»;

Нормативно-правовое оформление внедрения дуальной модели обучения (образования) требует подготовки соответствующей нормативно-правовой базы на всех уровнях управления:

    федеральный;

    региональный;

    локальный.

    Цели и задачи внедрения дуальной модели обучения в системе среднего профессионального образования Российской Федерации.

Развитие технического и профессионального образования путем создания высокоэффективной конкурентоспособной системы подготовки и переподготовки кадров рабочих и технических специалистов.

Внедрение в учебный процесс организаций профессионального образования новых технологий обучения.

Дальнейшее развитие системы непрерывного профессионального образования.

Стимулирование разработки, переработки и усовершенствования профессиональных стандартов рабочих и технических специальностей.

Задачи: Приведение объёмов, профилизации и территориального размещения организаций подготовки рабочих и технических кадров в соответствие с потребностями рынка труда, динамикой и перспективами развития отраслей народного хозяйства и социальной сферы и с учетом инновационной направ­ленности экономической стратегии развития РК.

Развитие многопрофильной и многофункциональной сети учебных заведений профессиональной подготовки и переподготовки рабочих и технических кадров, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения и рынка труда.

Изменение и качественное обновление содержания и структуры учебных образовательных программ для системы подготовки и переподготовки рабочих и технических кадров, обеспечивающих их высокий профессионализм и мобильность.

Создание благоприятных условий для кадрового, научно-методического и материальнотехнического оснащения организаций образования профессиональной подготовки и переподготовки.

    Основные этапы реализации дуальной модели обучения в системе среднего профессионального образования Российской Федерации.

Этап 1 Выбор координатора (оператора)

Этап 2 Нормативно-правовое оформление внедрения дуальной модели обучения (образования) – федеральный, региональный, локальный.

Этап 3. Прогноз отраслевых и региональных потребностей.

Этап 4. Профессиональная ориентация.

Этап 5. Обновление образовательных программ.

Этап 6. Организация производственной практики.

Этап 7. Оценка профессиональной квалификации.

    Зарубежный опыт дуальной модели профессионального образования.

Впервые дуальное образование было введено в Германии. Ее опыт сегодня считается образцом для всего ЕС. Дуальное образование в Германии включает в себя достаточно развитый институт наставничества, характеризующийся активным участием предприятий в подготовке кадров. Эта модель обучения имеет в стране жесткие законодательные рамки. Дуальное образование реализуется при участии ремесленных и торгово-промышленных палат.

В Германии принят закон, регламентирующий профессиональное образование, и "Ремесленное уложение". Эти нормативные акты регулируют взаимодействие молодежи с предприятиями и учебными заведениями. В законе определены компании, которые могут участвовать в дуальном образовании. Из 3.6 млн организаций задействовано полмиллиона. Положения о подготовке кадров принимаются участниками тарифных переговоров – структурами предприятий и наемных работников. Введение их в действие осуществляется на министерском уровне. Минтруд, в свою очередь, составляет Положение об обучении. Оно регламентирует экзаменационные требования.

    Лучшие российские практики реализации дуальной модели обучения в системе среднего профессионального образования.

Практика студентов является составной частью ОПОП, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО. Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности (профессии), формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентами по специальности (профессии). Видами практики студентов, осваивающих ОПОП, являются: учебная практика и производственная практика.

Дуальная система включает две различные, но самостоятельные в правовом и организационном отношениях учебно-производственные среды, такие как учреждение СПО и предприятие - работодатель.

Дуальное обучение представляет собой такую форму профессиональной подготовки специалистов, которая комбинирует теоретическое обучение в образовательном учреждении и практическое - на площадках компаний и предприятий. Основной принцип дуальной системы обучения - это равная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки кадров.

    Актуальные проблемы реализации дуальной модели обучения в системе среднего профессионального образования Российской Федерации.

Недостатки дуальной системы: С мотивацией обучения на предприятии может снижаться качество образования; Рабочие программы не всегда согласованны с сезонной последовательностью выполняемых работ на производстве; Образовательная организация не всегда может вовремя преподать необходимый предприятиям учебный материал; Недостаточная готовность предприятий к обучению - вследствие этого отсутствие учебных местах на производстве; Предприятия вынуждены через повышение цен на производимый продукт зарабатывать средства на образование (недостающее оборудование, недостаток финансов и др.).

    Основные направления развития дуальной модели обучения в системе среднего профессионального образования Российской Федерации.

Соответствие содержания образования современному уровню производства; Знакомство студентов с корпоративной культурой предприятия, его особенностями; Сведение к минимуму затрат по социальной и трудовой адаптации выпускника в новом трудовом коллективе; Использование в обучающем процессе современного оборудования в условиях реальных производственных площадок; Привлечение к образовательному процессу в качестве специалистов профессионального обучения высококвалифицированный инженерно- технический персонал предприятия.

Проблема дефицита рабочих кадров - одна из самых актуальных на сегодня. Ее решение, как извест-но, лежит в сфере взаимодействия органов государственной власти, работодателей и профессиональных образовательных организаций.

Совершенствование модели подготовки рабочих кадров с учетом реальных потребностей экономики - цель проекта 1 Агентства стратегических инициатив (АСИ), реализуемого с ноября 2013 года совместно с Минобрнауки РФ, Минэкономразвития РФ и другими министерствами при методической поддержке Федерального института развития образования (ФИРО). Одной из основных задач проекта является разработка, апробация, внедрение и распространение в пилотных регионах моделей дуальной системы образования - на данный момент самого перспективного направления в подготовке специалистов для реального сектора экономики, ориентированного на международные стандарты качества.

Системное взаимодействие

Анализ деятельности в рамках проекта, завершающегося в этом году, и некоторые его итоги были озвучены ведущим научным сотрудником Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО Е.Ю. Есениной на вебинаре «Дуальное образование: от проекта к жизни» 2 , организованном Ассоциацией руководителей образовательных организаций. Журнал «Аккредитация в образовании» - постоянный информационный партнер ассоциации.

Один из первых выводов - профессиональное образование и сфера труда становятся партнерами, которые уже не могут существовать друг без друга, и системные преобразования социальной и экономической сфер невозможны без взаимоответственного сотрудничества заинтересованных сторон.

Возьмем, например, предстоящий мониторинг качества подготовки кадров СПО, в котором, очевидно, среди показателей будут фигурировать и данные, касающиеся дуального обучения. Так как в связи со специфическими особенностями модель дуального обучения не может быть организована только силами профобразования, необходима поддержка администрации региона, структур, отвечающих за профориентацию, независимую оценку, и, конечно, работодателей. Другими словами, «снятие показаний» в процессе мониторинга только с профессиональных образовательных организаций будет некорректным, хотя, безусловно, практика учреждений СПО в современных условиях становится действенным инструментом формирования и распространения инноваций.

Что касается предполагаемых, виртуальных критериев мониторинга, которые могут быть связаны с дуальным обучением, они характеризуют особенности дуального образования в целом и сложность его внедрения в реальном, а не имитационном виде 3 . Например, наличие такого важного критерия, как создание мотивации студента к профессиональной деятельности и добровольному закреплению на рабочем месте, возможно только в соответствующих условиях, формируемых как на региональном уровне, так и со стороны работодателя и профессиональной образовательной организации.

​«Профессиональное образование становится зеркалом экономики. В связи с этим важно понимание, что сферам труда и образования необходимо ответственное, заинтересованное, мотивированное отношение друг к другу».

Из выступления ведущего научного сотрудника Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО Екатерины Есениной на вебинаре «Дуальное образование: от проекта к жизни»

Эксперты подчеркивают, что достижение этого и других критериев возможно исключительно в рамках системного подхода на федеральном и региональном уровнях в части изменения подходов к стандартизации и разработке программ, мотивации сторон взаимодействия и подготовки педагогических кадров, в том числе и наставников на предприятиях. В этом направлении предстоит серьезная работа, а некоторые субъекты РФ уже имеют положительный опыт преобразований.

В пилотных регионах дуальное обучение достаточно успешно реализуется, прежде всего, на базе одиннадцатых классов, когда есть возможность допускать на рабочие места совершеннолетних студентов, проводить производственный и квалификационный экзамены, и это неслучайно. В России пока не готовы к обучению несовершеннолетних в формате тех же Германии и Австрии, где именно предприятие принимает студентов на обучение и несет основную ответственность за образовательную программу.

Тем не менее в нашей стране работа с несовершеннолетними обучающимися все-таки проводится на основе прохождения студентами учебной практики за пределами реального производства при участии структурного подразделения одной из организаций: колледжа, предприятия, регионального центра или отдельного юридического лица. Основная задача заключается в налаживании конструктивного взаимодействия между организациями и их педагогическими кадрами, которые действовали бы в единой логике, предъявляли единые требования к обучению и опирались на виды работ, необходимые для получения студентами соответствующей квалификации.

Многие пилотные регионы организовывают процессы обучения таким образом, чтобы на предприятие студент попадал на втором или третьем курсе, но при этом работодатель очень активно участвует в его подготовке изначально. На первом-втором курсах из числа работодателей привлекаются преподаватели, выстраивается единая программа обучения, которая позволяет студенту быть готовым к выполнению реальных заданий на рабочем месте, продумываются и формы организации практики, когда обучение проходит в малых группах и иногда индивидуально.

В целом построение дуальной системы образования на региональном уровне требует соблюдения ряда условий, которые зачастую могут выполняться только с участием работодателей, администрации, структур, которые становятся координаторами взаимодействия разных сторон, а также структур, отвечающих за профориентацию и независимую оценку качества подготовки обучающихся.

Проблемные зоны

Как отмечалось ранее, некоторые крупные регионы уже преуспели в создании климата, благоприятного для развития дуального образования. При этом в ряде субъектов речь пока идет только о дуальном обучении, а не о целостной системе. Причин тому несколько, и одна из них заключается в отсутствии координатора взаимодействия сторон, слабой вовлеченности администрации региона в процесс построения такой образовательной модели. Даже если работодатель и образовательная организация находят возможность выстроить договорные отношения, то таковые могут быть достаточно успешными, но система подготовки кадров на уровне региона практически не складывается.

Наряду с этим специалисты проекта отмечают сложности с нормативно-правовым обеспечением сетевой формы реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в аспекте нюансов оформления договора. В данный момент экс-перты АСИ, Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Мин-обрнауки РФ и ФИРО решают эту проблему. Предполагается, что в ближайшее время будет подготовлено совместное информационное письмо.

Прорабатывается вопрос и о возможности участия организации работодателя в проведении учебной и производственной практики не как части образовательной программы, так как в ней существуют профессиональные модули и практика является их неотъемлемым элементом. Эксперты решают, каким образом в данном случае называть документы о взаимодействии и что должно быть в структуре этого документа в обязательном порядке, с тем чтобы сотрудничающие стороны беспрепятственно могли говорить о сетевой форме реализации образовательной программы.

Еще одна проблемная зона - индивидуальные учебные планы студентов, которые в реальной практике слабо используются образовательными организациями, считающими их обременительными. Вместе с тем задается вопрос: обязательно ли заключать ученические договоры со студентами индивидуально, если они единой группой отправляются на одно и то же место практики?

Ученический договор с нормативной точки зрения является приложением к трудовому, при этом еще возможен договор в рамках организации целевого обучения. Пилотные регионы разрабатывали свои ученические договоры, в том числе и трехсторонние, с участием родителей для несовершеннолетних студентов, но на данный момент подобные документы явля-ются лишь проектами и могут заключаться исключительно по желанию сторон. Преимущество ученического договора - в выстраивании индивидуальной программы обучения, так как приложением к нему становятся виды работ, которые выполняет студент или группа обучающихся, а отделы технического обеспечения на предприятиях часто используют такие документы в непосредственной работе с инструкторами производственного обучения и наставниками на рабочем месте.

Немаловажно обеспечить независимую оценку образовательного процесса и результатов обучения. Промежуточная или итоговая аттестации не то же самое, что независимая оценка квалификации, и если принципы независимости и объективности не будут закладываться в работу образовательных организаций изначально, то бесполезно будет говорить о формировании и оценке квалификации.

Мониторинг потребностей в профессиональных компетенциях педагогических кадров образовательных организаций и наставников на производстве, планирование стажировок, определение результатов и контроль их достижения - эти вопросы также нуждаются в серьезной проработке. Ключевым условием совершенствования профобразования являются сами кадры, точнее - команда, в которую входят представители сферы труда и образования, готовая вникать в нормативные и методические нюансы, нацеленная на проектирование образовательного процесса и получение определенного результата. Следует отметить и такие слагаемые успеха, как формирование практикоориентированной образовательной среды (на предприятии - корпоративной культуры), которая мотивирует человека к собственной деятельности, организация самостоятельной работы студентов, подразумевающая реалистичное количество часов, сопровождение профессионального самоопределения студентов и ряд других.

Принципиально значимым для ликвидации указанных проблем может считаться процесс трансформации сознания. Участники проекта и представители крупных предприятий говорят о необходимости создания новейшей методики и дидактики профессионального образования и обучения, понимаемых как обновление, изучение исторического наследия, применение в современных условиях, осмысление реализуемой деятельности. Так, например, при подготовке студента очень важна практическая составляющая, но речь идет не только о решении узких профессиональных задач, но и о развитии профессиональноориентированного мышления, в рамках которого невозможно обойтись без общих компетенций, связанных с коммуникацией, способностью к образованию и самообразованию.

​Пилотные регионы, участвующие в проекте АСИ «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования»

  • Белгородская область
  • Волгоградская область
  • Калужская область
  • Красноярский край
  • Московская область
  • Нижегородская область
  • Пермский край
  • Республика Татарстан
  • Самарская область
  • Свердловская область
  • Тамбовская область
  • Ульяновская область
  • Ярославская область

Перспективное планирование

Формы и методы практикоориентированного профессионального образования могут быть весьма разнообразными. Однако главное здесь - построение устойчивой системы взаимодействия профобразования и сферы труда, дающей обучающимся возможность получить значимую для человека, общества и государства квалификацию.

Для России сегодня очень важно выстраивание именно управленческих механизмов, так как практикоориентированное образование становится элементом развития систем квалификаций в регионах и на федеральном уровне. Практика пилотных регионов показала, что довольно эффективный управленческий механизм может быть создан на основе кластерного подхода. Необходимо достичь определенного консенсуса по вопросу развития системы квалификаций, куда входят и задачи по развитию профессионального образования.

Требуют разъяснений и возможности предприятий. В соответствии с Трудовым кодексом РФ (ТК) организация работодателя отвечает за обучение своих сотрудников, а ученический договор, являющийся приложением к ТК, - нормативным оформлением взаимоотношений работодателя и обучаемого им работника. Эксперты проекта пришли к выводу, что предприятие может обучать при наличии лицензии как минимум по направлениям профобразования и ДПО, а также при наличии структурного подразделения, которое занимается этими вопросами. Функционал отделов производственного технического обучения достаточно широк, он включает методическую работу, взаимодействие со структурными подразделениями предприятий и работниками, которых обучают на местах, другие направления деятельности. Такая практика существовала в советское время и вполне реализуема на современном этапе. Также ожидается принятие поправок в статью № 264, согласно которым обучающие предприятия будут иметь налоговые льготы.

Эти и другие процессы требуют времени, но в их основе лежит понимание того, что между работодателями и образовательной организацией существуют реальные возможности для взаимодействия, а трудности на пути подобного сотрудничества прорабатываются и постепенно разрешаются.

  1. Подробнее: asi.ru/projects/7267/
  2. Подробнее: http://bit.ly/AO88Dobr
  3. См. подробнее в Методических рекомендациях по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров
Рассказать друзьям