Проектирование системы оценки качества дошкольного образования. Проектирование системы оценки качества дошкольного образования Т.В

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

Кафедра управления образованием, психологии и педагогики

СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Итоговая работа

Выполнила:

Локотош Татьяна Викторовна

слушатель КПК № 3

Проверила:

заведующий кафедрой управления

образованием, психологии и педагогики

Новокузнецк

Введение

1. Теоретическая часть

1.1 Формулировка основных понятий по теме работы

Заключение

Введение

Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области управления образовательным учреждением, и касается изучения оценки качества деятельности образовательных учреждений.

Актуальность темы заключается в том, что внедрение федеральных государственных образовательных стандартов требует разработки системы оценки качества деятельности дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС.

Практическая значимость работы - усовершенствование старых и проектирования новых методов всестороннего изучения деятельности ДОУ. Основной задачей системы оценки качества деятельности ДОУ является получение объективной информации для управления по результатам.

Цель творческой работы заключается в изучении диагностических инструментов, способствующих созданию системы оценки качества деятельности дошкольной организации для применения на практике.

Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:

Формулировка основных понятий по теме работы;

Изучение нормативных документов;

Разработка системы оценки качества деятельности ДОУ.

Объект исследования - деятельность дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования - методы сбора информации, инструментарии, которые применяются для объективного анализа уровня качества предоставления образовательных услуг.

Теоретической основой работы служили научные труды отечественных ученых, практиков посвященные проблемам оценки качества образования и управления по результатам - М.М. Поташника, В.Н.Кеспикова, М.И. Солодковой, Д.Ф. Ильясова, М.И. Солодковой, А.В. Коптелова, К.Ю.Белой

Нормативной базой работы являются

Ф З No 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2, п.29).

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 No 792-р);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2013 No 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги»;

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.03.2013 No 487 «Об утверждении плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы»;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. N 1155;

Локальные акты учреждения.

Практической базой исследования послужил МБ ДОУ «Детский сад № 250»

1. Теоретическая часть

1.1 Основные понятия по теме работы

Дошкольное воспитание за последние годы существенно изменилось. Анализ сложившейся ситуации показывает ее позитивные стороны - уход от единообразия: видов учреждений и организации пространственно-предметной среды; программ, жестко регламентирующих содержание образования, и как следствие - активизации творческого потенциала педагогов, а также предоставление родителям возможности выбора учреждения для своего ребенка и др. Вместе с тем на фоне многоаспектного разнообразия сегодня возникает проблема необходимости обеспечения качественного вариативного дошкольного образования в масштабах всей страны и каждого дошкольной образовательной организации.

Оценка качества дошкольного образования - довольно сложная проблема. И тем не менее, сейчас к ней появился значительный интерес. Это связано с тем, что дошкольное образование рассматривается как первая ступень системы образования, как один из фундаментальных ресурсов национального развития государства на разных уровнях.

Что мы имеем в виду, говоря о качестве деятельности ДОУ? Реализация основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ является главным направлением деятельности детского сада, поэтому говоря о качестве деятельности, мы говорим и о качестве образования.

Толкование данного термина может быть разным: качество обучения, степень развития личностных качеств воспитанников и обучающихся, готовность к обучению в школе, ВУЗе и т.д. В этой связи особую значимость приобретают мудрые слова основателя европейской науки Нового времени Рене Декарта: «Определите значение слов. Этим Вы избавите человечество от половины его заблуждений»

В словаре понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании (Полонский В.М. М.,1995.) качество образования трактуется как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями воспитания и обучения. Положительным в данном определении является то, что качество увязано с планируемыми целями. Но вряд ли оно актуально сегодня.

В брошюре «Концепция управления качеством образования» (Периь,1997.) дается иная трактовка: «Под качеством образования на уровне ученика будем понимать определенный уровень освоения содержания образования (знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений), физического, психического, нравственного и гражданского развития, которых он достигает на различных этапах образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями, стремлениями и целями воспитания и обучения».

В словаре-справочнике «Внутри школьное управление» (под редакцией А.М.Моисеева.-М.1998) понятие «качество образования» трактуется как важнейший показатель успеха образовательного учреждения. Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самого учащегося, общества, заказчика на образование.

Понимание данного термина в практико-ориентированной монограмме « Управление качеством образования» (под редакцией М.М.Поташника.-М.; Педагогическое общество России,2000) преподносится как соотношение цели и результата «…образование признается качественным, если его результаты соответствуют операционно заданным целям и спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика…».

Толкование понятия «цель» дано в практико-ориентированной монограмме «Управление развитием школы» (под редакцией М.М.Поташника и В.С.Лазарева.- М.; Новая школа,1995)

Цель - это предельно конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно и конкретно количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого ребенок, школа реально могут достичь к строго определенному моменту времени. Под операционным заданием цели имеется в виду механизм, позволяющий проверить соответствие результата поставленной цели. Одним из требований к цели является требование прогнозировать любые цели в будущее.

С внедрением ФГОС изменилась и трактовка понятия «качество образования».

Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки воспитанников, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования или потребностям ребенка, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов освоения каждым воспитанником содержания основной образовательной программы.

Оценка качества образования подразумевает оценку реализуемых образовательных программ, индивидуальных образовательных достижений и деятельности педагогических работников с учетом таких аспектов, как условия, процессы и результаты. С помощью диагностических и оценочных процедур определяется степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Кроме этого, в данной работе используются следующие термины:

Внутренняя система оценка качества образования (далее ВСОКО) - целостная система диагностических и оценочных процедур, организуемых и проводимых самой образовательной организацией: педагогами, воспитанниками, родителями. Во многих вопросах для получения объективных результатов необходимо изучение на протяжении определенного промежутка времени.

Качество условий - это выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация мер по обеспечению безопасности пребывания воспитанников в организации, безопасность образовательного процесса; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

Мониторинг - целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за изменением основных свойств качества образования в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза.

Измерение - оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов в стандартизированной форме, содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.

Государственный стандарт (далее Стандарт) - определяет обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки воспитанников, требования к реализации целевых ориентиров в соответствии с возрастом воспитанников и выпускников дошкольного учреждения, требования к условиям организации образовательного процесса.

1.2 Изучение нормативных документов

Вступивший в силу с 01 сентября 2013 года федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. определил новый статус дошкольного образования, которое впервые стало уровнем общего образования. С одной стороны -- это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой стороны -- это повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через появление федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Сегодня одной из главных проблем развития образования на всех его уровнях создание системы оценки качества. Образовательное учреждение на начальном этапе обязано провести разработку и внедрение модели ВСОКО, для получения объективной информации необходимой для принятия управленческих решений, направленных на решение следующих задач, определенных Стандартом

1) разработки Программы;

2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования;

3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;

4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;

5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;

6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Разработав ВСОКО дошкольная организация, проведет детальный анализ по каждой задаче и выявить, какие условия уже имеются в детском саду, какие необходимо создать и что для этого нужно сделать. Кроме того следует определить, какие условия необходимо создать дополнительно, исходя из особенностей функционирования данной организации.

Руководителю дошкольной организации необходимо проанализировать 1)кадровые условия, ответив на вопросы: какой опыт и какая квалификация требуются от педагогов для введения ФГОС ДО, хватает ли у педагогов квалификации или необходимо дополнительное обучение, повышение квалификации. Современные требования к кадровым условиям предусматривают укомплектованность образовательной организации квалифицированными кадрами, компетентными:

В организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие;

В организации различных видов деятельности воспитанников;

В осуществлении взаимодействия с родителями воспитанников и работниками образовательной организации;

В методическом обеспечении образовательного процесса;

В реализации информационно-коммуникационных технологий;

2) развивающую среду, оценить степень: - безопасности, соответствие санитарным нормам и правилам; - величина детской группы, количественное соотношение «воспитатель - дети»; - насыщенности предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.

3) уровень психологического комфорта ребенка: - его эмоционального благополучия;

Позитивная Я-концепция; - благополучия и успешности в сфере общения и взаимоотношений.

4)состояние здоровьесбережения: - качества использования здоровьесберегающих образовательных технологий;

Организация образовательного процесса в ДОУ таким образом, чтобы ребенок мог участвовать в образовательной деятельности без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье;

5) степень удовлетворения потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения.

Оценка качества образования в ДОУ осуществляется посредством:

Системы должностного контроля в соответствии с Положением о должностном контроле, программой контроля за образовательным процессом, циклограммой организации видов и форм контроля;

Мониторинга качества условий реализации ООП ДОУ;

Общественной экспертизы качества образования (анкетирование родителей на удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых ДОУ).

В качестве источников данных для оценки качества образования используются:

Образовательная статистика;

Мониторинговые исследования;

Социологические опросы;

Отчеты педагогов;

Посещение педагогических мероприятий.

Целями системы оценки качества образования в ДОУ являются:

Получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в ДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;

Предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования и предоставляемых услуг;

Прогнозирование развития образовательной системы ДОУ.

Задачами построения системы оценки качества деятельности ДОУ являются:

Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование

Формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;

Формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;

Формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной статистики об уровне профессиональной компетентности педагогов, созданных условий для реализации основной образовательной программы ДОУ и

Мониторинга качества образования;

Изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности ДОУ;

Определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса требованиям Стандарта дошкольного образования;;

Определение степени соответствия основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ, нормативным требованиям;

Обеспечение доступности качественного образования;

Оценка уровня индивидуального развития воспитанников;

Выявление факторов, влияющих на качество образования в ДОУ;

Содействие повышению квалификации педагогов ДОУ, обеспечивающих реализации ООП ДОУ;

Расширение общественного участия в управлении образованием в ДОУ; - содействие подготовке родителей, как общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.

В основу системы оценки качества деятельности ДОУ положены следующие принципы: - изучение качества деятельности учреждения как единой системы элементов, их свойств и характеристик, функционирование и развитие которых носит закономерный характер; - обеспечение объективности результатов оценки учреждения определением ценностных в свете социального заказа общества; - оценивания по совокупности показателей, что позволяет учесть весь комплекс показателей, все многообразие деятельности учреждения.

2. Практикоориентированная часть

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ.

В практической части данной работы использованы материалы из опыта работы МБ ДОУ «Детский сад № 250» г. Новокузнецка.

Достижение основной цели и решение поставленных задач по внедрению ФГОС ДО осуществлялось в нашем детском саду через:

Создание рабочей группы по подготовке к введению ФГОС ДО;

Утверждение положения о рабочей группе;

Создание нормативно-правовой базы, регламентирующей внедрение ФГОС ДО;

Внесение изменений, корректировка приказов, локальных актов, регламентирующих введение ФГОС ДО;

Проведение инструктивно-методических совещаний по ознакомлению с нормативно-правовыми документами, регулирующими введение ФГОС дошкольного образования;

Размещение на сайте ДОУ информации о введении ФГОС ДО;

Обеспечение повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогических кадров по вопросам введения ФГОС ДО через активные формы методической работы и курсов повышения квалификации;

Разработку и утверждение плана мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО;

Совершенствование материально-технической базы с целью создания развивающей среды;

Разработку и утверждение Основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО;

Информирование родителей к переходу на новые стандарты. В дошкольном учреждении собрана необходимая нормативно-правовая база. Имеется в наличии в электронном виде нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по апробации условий внедрения ФГОС ДО.

Подготовлена документация:

Разработано и утверждено Положение о рабочей группе (приказ «Об утверждении положения о рабочей группе по введению ФГОС ДО»)

Составлена дорожная карта по ФГОС ДО, которая содержит перечень мероприятий, регламентирующих создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы дошкольного образования (приказ «Об утверждении плана мероприятий по подготовке к внедрению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»);

Приказ «О внедрении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательную деятельность»;

Разработана и утверждена Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБ ДОУ «Детский сад № 250» (приказы «Об организации работы по разработке Образовательной программы»; «Об утверждении образовательной программы ДОУ»).

В то же время, с введением ФГОС перед учреждением встала задача создания обновленной внутренней системы оценки качества деятельности ДОУ. Определить качество образования в образовательной организации - значит установить степень соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, что установлены в ФГОС ДО.

Администрацией была проанализирована готовность самого образовательного учреждения, к данной деятельности, профессиональная компетентность кадрового состава.

Построить внутреннюю систему оценки качества - это значит:

Определить цели, конкретизировать задачи, которые должна реализовывать ДОУ;

Определить содержание в соответствии с поставленными задачами;

Выбрать формы, методы ее проведения;

Определить группу или группы участников, которые будут осуществлять оценку качества дошкольного образования в ДОО;

Установить порядок проведения внутренней системы оценки качества образования (алгоритм действия), права и ответственность сторон;

Основные направления внутренней системы оценки качества образования в ДОУ.

Профессиональный уровень педагогов и специалистов позволил сформировать аналитическую и творческую группы по разработке системы оценки качества деятельности. Заведующей был издан приказ о разработке системы оценки качества деятельности детского сада, утвержден состав групп, определена компетенция.

На первом этапе был составлен план работы, распределены полномочия между участниками; выбраны направления работы, определены проблемные зоны, а именно:

Изучение Программы на соответствие требованиям ФГОС;

Изучение педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала;

Изучение педагогического потенциала;

Изучение методического потенциала;

Изучение кадрового потенциала;

Изучение материально-технического потенциала;

На втором этапе группой создано «Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в МБ ДОУ» (приложение 5), где определены цели.

Целями системы мониторинга являются:

Формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в дошкольном учреждении;

Получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в дошкольном учреждении, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;

Предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования;

Принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;

прогнозирование развития образовательной системы дошкольного учреждения качество дошкольный нормативный образовательный

На следующем этапе рабочей группой разработан: критерии оценивания - диагностический инструментарий для изучения:

Выполнения ООП (Приложение 1)

Выполнение поставленных годовых задач;

Профессиональной компетенции педагогов(Приложение 2);

Развивающей среды(Приложение4);

Состояние здоровья воспитанников (заболеваемость, функционирование, динамики показателей групп здоровья);

Адаптация вновь прибывших детей к условиям ДОУ;

Физическое и психическое развитие воспитанников (педагогическая, психологическая диагностика);

Психологического климата в группах;

Взаимодействия с семьями воспитанников (удовлетворенность родителей качеством образования в ДОУ) (Придлжение3);

Выполнение основной общеобразовательной программы;

Психологическая готовность воспитанников к обучению в школе;

Кадровое обеспечение образовательного процесса: укомплектованность кадрами; динамика профессионального роста (повышение квалификации, образовательного уровня педагогов);

Материально-технические, медико-социальные условия пребывания воспитанников в ДОУ.

Реализация ВСОКО осуществляется на основе образовательной программы и годового плана ДОУ. Периодичность, тематика, формы организации ВСОКО определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел и находятся в исключительной компетенции администрации ДОУ (заведующего, старшего воспитателя, завхоза).

В ДОУ осуществляются различные виды контроля: оперативный, предупредительный, тематический, итоговый, сравнительный. Разработана циклограмма систематического контроля, куда входит вопросы оперативного контроля для всех работников администрации.

Для проведения тематического, итогового, сравнительного контроля заведующий не позднее, чем за 2 недели издает приказ о сроках, объектах и теме предстоящего контроля или мониторинга, устанавливает срок предоставления итоговых материалов, назначает ответственного, доводит до сведения проверяемых и проверяющих план-задание предстоящего контроля и мониторинга.

Требования к собираемой информации: полнота; конкретность; объективность своевременность. Формой отчета является аналитическая справка или отчет, которые предоставляется в сроки обозначенные приказом заведующей. По результатам контроля заведующий издает приказ, в котором указываются результаты мониторинга и управленческие решения по его результатам.

Организационная и функциональная структура системы оценки качества образования администрация дошкольного учреждения являются:

Педагогический совет ДОУ;

Совещание при заведующей;

Медико- педагогические совещания;

Временные структуры: мониторинговые, творческие группы, комиссии и др.

Результаты ВСОКО позволяют:

1) Диагностировать имеющейся уровень качества образования, выявлять и оценивать реальное качество образования, его соответствие требуемым стандартам;

2) Прогнозировать, моделировать (на основе анализа существующих достижений, проблем и прогноза перспективных требований) желаемый, достойный уровень качества образования (что фактически означает построение модели выпускника);

3) Обеспечивать, поддерживать достижения требуемого уровня, вовремя пресекать нежелательные отклонения от него;

4) Повышать качество образования, приводя его в соответствие с растущими требованиями внешних заказчиков.

На основание Положения о самообследовании и с использованием результатов ВСОКО ежегодно проводится самоанализ деятельности ДОУ с размещением материалов на официальном сайте ДОУ.

Заключение

Целью данной работы была разработка методических рекомендаций по организации внутренней системы оценки качества деятельности в образовательном учреждении.

В теоретической части работы были рассмотрены понятия и термины по теме работы, определены цели и задачи ВСОКО в соответствии с требованиями ФГОС.

Практическое использование системы оценки качества строится в соответствии с требованиями ФГОС НОО, законодательными актами Российской Федерации, локальными актами ДОУ, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.

Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям,

Оценка качества образования - определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Система оценки качества дошкольного образования - это совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку эффективности деятельности ДОУ с учетом запросов участников образовательного процесса. Разработка и апробация внутренней системы оценки качества выполнение основной образовательной программы дошкольного образования проводилась на базе муниципального образовательного бюджетного учреждения «Детский сад № 250». Апробация проводилась в течении 2015-2016 учебного года.

Для получения информации выполнение основной образовательной программы дошкольного образования по областям использовались срезы, позволяющие получить достаточно полную и объективную информацию о состоянии психологического, физического и интеллектуального развития воспитанников.

Полученные данные помогают выяснить степень готовности ДОУ к реализации ООП в условиях внедрения ФГОС.

Литература

1. Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении // Молодой ученый. - 2013. - №3. - С. 471-474.

2. Зверева, В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы / В.И Зверева. - М.: Просвещение, 1992.- 320с

3. Коротков Э.М. Управление качеством образования.- СПб.: Академический Проект, 2010.- 320 с.

4. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.П. Маркова.

5. - М.: Знание, 1996.- 309с

6. Подходы к разработке общеобразовательными организациями внутренних систем оценки качества образования: методические рекомендации для руководителей образовательных организаций /авторы: М.И. Солодкова, А.В. Коптелов, под ред. В.Н. Кеспикова - Челябинск: ЧИППКРО, 2015-80с.

7. Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании.- СПб.: Питер, 2010.- 80 с.

8. Сафонова О.А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении.- М.: Академия, 2011.- 224 с.

9. Татарченкова С. Проблемы качества образования и их решения в образовательном учреждении.- М.: КАРО, 2013.- 120 с.

10. Управление качеством образования / под ред. М.М. Поташника.- М.: Педагогическое общество России, 2010.- 448 с.

11. Поташник, М.М. Управление качеством образования / М.М. Поташник. - М.: Педагогическое общество России, 2000.- 448с.

Приложение 1

Критерии и показатели качества основной образовательной программы ДОУ

Критерий

Показатель

Целостность

представления

образовательной

программы

1. Оформление основной образовательной программы дошкольного образовательной организации в соответствии с требованиями к локальным нормативным актам (наличие титульного листа, страницы содержания ООП ДОУ с указанием разделов и страниц, наименование разделов ООП ДОУ в

соответствии с ФГОС дошкольного образования)

Разработанность

образовательной

программы

1. Разработанность программы в соответствии со структурой ООП,

определенной ФГОС дошкольного образования

2. Отражение в содержании разделов специфики возрастных особенностей

детей и их учет в различных видах деятельности

Соответствие

разделов

образовательной

программы

требованиям ФГОС

дошкольного

образования

Соответствие структуры и содержания каждого раздела требованиям ФГОС ДО:

1. Целевой раздел (пояснительная записка, планируемые результаты освоения программы)

особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена

программой) или (особенности образовательной

деятельности разных видов и культурных практик; способы и направления поддержки детской инициативы, особенности

взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; иные характеристики содержания программы)

3. Организационный раздел (описание материально-

технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, описание распорядка и/или режима дня, описание традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды)

Отражение в

программы

специфики

дошкольной

образовательной

организации

Наличие в целевом разделе ООП дошкольной образовательной организации:

1. Характеристики контингента воспитанников (пояснительная записка).

2. Описания особенностей реализации вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом специфики дошкольной образовательной организации

3. Описания способов и направлений поддержки детской инициативы, особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников с учетом специфики дошкольной образовательной организации Наличие в организационном разделе ООП дошкольной образовательной организации:

4. Описания традиционных событий, праздников, мероприятий с учетом специфики дошкольной образовательной организации

5. Отражение специфики дошкольной образовательной организации в создании развивающей предметно-пространственной среды

Приложение 2

Оценка уровня профессиональной и методической компетенции

Таблица 1 - Рабочие программы

Вопросы изучения

ФИО педагога

Структура программы

Целеполагание

Организация

Технология

Таблица 2 - Педагогическая деятельность

критерии и показатели

ФИО педагога

методическая компетентность

умение заинтересовать детей

умение удерживать интерес детей

Модель взаимодействия с детьми

Индивидуальный подход

Таблица 3 - Планирование деятельности

критерии и показатели

ФИО педагога

Соответствие требованиям ФГОС

Соответствие ООП ДОУ

Учет особенностей детей группы

Отражение регионального компонента

Охват всех образовательных областей.

Оценка по 3 бальной системе:

Приложение 3

Удовлетворенности родителей образовательными услугами, предоставляемыми дошкольным образовательным учреждением

ФИО родителя(законного представителя)______________________________

Оценивается в процентах от число опрошенных

Приложение 4

Таблица 3 - Предметно-развивающая среда

Оценка по 3 бальной системе:

3-соответствует; 2- частично соответствует;1 - не соответствует

Приложение 5.

«Утверждаю»

заведующая МБДОУ «Детский сад №250»

___________/Локотош Т.В.

Приказ №___ от «__»_______20__г.

Положение

о системе внутреннего мониторинга качества образования

в МБДОУ «Детский сад № 250»

1. Общие положения.

Настоящее Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в МБДОУ (далее - Положение) определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в дошкольном учреждении (далее - система оценки качества образования или СОКО), ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования) и общественное участие в оценке и контроле качества образования.

Положение представляет собой локальный акт, разработанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом дошкольного учреждения и локальными актами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования в дошкольном учреждении.

Система оценки качества образования представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности образовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования.

Основными пользователями результатов системы оценки качества образования ДОУ являются: педагоги, воспитанники и их родители, педагогический совет дошкольного учреждения, экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования, аттестации педагогических работников.

Дошкольное учреждение обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов.

Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников дошкольного учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству.

В настоящем Положении используются следующие термины:

Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия личностным ожиданиям субъектов образования, условий образовательного процесса нормативным требованиям, критериям, определяемым государственным стандартом и социальным запросам.

Качество условий - это выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации образовательного процесса.

Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки воспитанников, требования к уровню развития интегративных качеств выпускников дошкольного учреждения, требования к условиям организации образовательного процесса.

Критерий - признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.

Мониторинг в системе образования - комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно - качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся.

Экспертиза - всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности.

Измерение - метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.

1.8. Оценка качества образования осуществляется посредством:

системы внутрисадовского контроля;

общественной экспертизы качества образования;

лицензирования;

итогового мониторинга выпускников;

мониторинга качества образования.

1.9. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:

образовательная статистика;

промежуточный и итоговый мониторинг достижения дошкольниками планируемых результатов освоения образовательной программы;

мониторинговые исследования;

социологические опросы;

отчеты педагогов и воспитателей дошкольного учреждения;

посещение НОД, мероприятий, организуемых педагогами дошкольного учреждения.

Основные цели, задачи и принципы системы оценки качества образования

2.1. Целями системы оценки качества образования являются:

формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в дошкольном учреждении;

получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в дошкольном учреждении, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;

предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования;

принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;

прогнозирование развития образовательной системы дошкольного учреждения.

Задачами построения системы оценки качества образования являются:

формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;

формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;

формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования дошкольной образовательной статистики и мониторинга качества образования;

изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности дошкольного учреждения;

определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям;

определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям;

обеспечение доступности качественного образования;

оценка уровня индивидуальных образовательных достижений воспитанников;

определение степени соответствия качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования государственным и социальным стандартам;

выявление факторов, влияющих на качество образования;

содействие повышению квалификации педагогов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям воспитанников;

расширение общественного участия в управлении образованием в дошкольном учреждении; содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.

2.3. В основу системы оценки качества образования положены следующие принципы:

объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;

реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития отдельных воспитанников при оценке результатов их обучения и воспитания;

открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;

доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;

рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;

оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);

инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;

взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости;

соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в дошкольном учреждении.

Организационная и функциональная структура системы оценки качества образования

3.1. Организационная структура, занимающаяся внутрисадовской оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию дошкольного учреждения, педагогический совет, совет образовательного учреждения, временные структуры (педагогический консилиум, комиссии и др.).

3.2. Администрация дошкольного учреждения:

формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование СОКО дошкольного учреждения и приложений к ним, утверждает приказом заведующего дошкольного учреждения и контролирует их исполнение;

разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования ДОУ, участвует в этих мероприятиях;

обеспечивает на основе образовательной программы проведение в дошкольном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;

организует систему мониторинга качества образования в дошкольном учреждении, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне дошкольного учреждения;

организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования;

обеспечивает условия для подготовки педагогов дошкольного учреждения и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;

обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные уровни системы оценки качества образования; формирует информационно - аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы дошкольного учреждения за учебный год, публичный доклад заведующей);

принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации СОКО;

3.3. Совет образовательного учреждения:

участвуют в разработке методики оценки качества образования; участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития дошкольного учреждения;

участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов дошкольного учреждения;

содействуют проведению подготовки работников дошкольного учреждения и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;

проводят экспертизу организации, содержания и результатов мониторинга уровня развития воспитанников и формируют предложения по их совершенствованию;

готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне дошкольного учреждения.

3.4. Педагогический совет дошкольного учреждения:

содействует определению стратегических направлений развития системы образования в дошкольном учреждении;

содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием в дошкольном учреждении;

инициирует и участвует в организации конкурсов педагогического мастерства;

принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования дошкольного учреждения;

принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования;

принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении;

участие в оценке качества и результативности труда работников дошкольного учреждения, распределении выплат стимулирующего характера работникам и согласовании их распределения в порядке, устанавливаемом локальными актами дошкольного учреждения;

содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;

принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в дошкольном учреждении;

заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с дошкольным учреждением по вопросам образования и воспитания дошкольников, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в дошкольном учреждении, об охране труда, здоровья и жизни воспитанников и другие вопросы образовательной деятельности дошкольного учреждения;

Реализация внутреннего мониторинга качества образования

4.1. Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.

4.2. Мероприятия по реализации целей и задач СОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования.

4.3. Предметом системы оценки качества образования являются:

качество образовательных результатов воспитанников (степень соответствия индивидуальных образовательных достижений и результатов освоения воспитанниками образовательной программы государственному и социальному стандартам);

качество организации воспитательно-образовательного процесса, включающей условия организации воспитательно-образовательного процесса, в том числе доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, организация питания;

профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования;

эффективность управления качеством образования и открытость деятельности дошкольного учреждения;

состояние здоровья воспитанников.

4.4. Реализация дошкольной СОКО осуществляется посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования.

промежуточный и итоговый мониторинг уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям

промежуточный и итоговый мониторинг уровня развития интегративных качеств

результаты лицензирования;

эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа ежегодных публичных докладов;

программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность его использования в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения;

оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;

обеспеченность методической и учебной литературой;

оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности, требования нормативных документов);

оценку состояния условий воспитания и обучения нормативам и требованиям СанПиН;

диагностика уровня адаптации детей раннего возраста;

сохранение контингента воспитанников;

анализ результатов обучения в школе выпускников дошкольного учреждения;

оценку открытости дошкольного учреждения для родителей и общественных организаций, анкетирование родителей.

аттестация педагогов;

отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе районных методических объединений и т.д.);

знание и использование современных педагогических методик и технологий;

образовательные достижения воспитанников;

участие в профессиональных конкурсах разного уровня.

...

Подобные документы

    Развитие системы оценки качества образования. Создание образовательной инфраструктуры в РФ. Модель самооценки «Совершенства деятельности вуза». Общая структура ОСОКО и модель ее взаимодействия с внешней средой. Актуальные изменения законодательства.

    статья , добавлен 15.02.2009

    Методическая работа и роль старшего воспитателя в применении различных методов активизации педагогов в дошкольной образовательной организации. Сущность, педагогические и психологические основы метода "Шесть шляп мышления". Возможности применения метода.

    дипломная работа , добавлен 23.12.2017

    Современное видение поддержки и направления родителей при вовлечении их в образовательное пространство дошкольной образовательной организации. Взаимодействие родителей и учителей как условие единства требований детского сада и семьи, успешного воспитания.

    дипломная работа , добавлен 23.04.2017

    Понятие духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации. Формы, особенности организации духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе детского сада. Сравнительный анализ программы "От рождения до школы" и "Детство".

    дипломная работа , добавлен 16.02.2016

    Основные проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации. Разработка и характеристика методических рекомендаций для родителей по различным проблемам адаптации детей к дошкольным образовательным организациям.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2017

    дипломная работа , добавлен 24.12.2017

    Традиционные методы и формы взаимодействия детского сада и семьи. Педагогические условия внедрения нетрадиционных форм взаимодействия педагога с родителями в дошкольной образовательной организации. Алгоритм подготовки нетрадиционных родительских собраний.

    дипломная работа , добавлен 23.04.2017

    Характеристика системы образования. Основные подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования. Современные средства оценивания результатов обучения. Тестовые технологии в образовании. Степень взаимодействия учителя и ученика.

    тест , добавлен 29.04.2011

    Сущностная характеристика понятия "интегративный подход" в образовательном процессе. Организационно-методические условия управленческого сопровождения образовательного процесса дошкольной образовательной организации на основе интегративного подхода.

    диссертация , добавлен 21.05.2015

    Сущность и назначение программы развития дошкольной организации. Оценка роли педагогического коллектива в разработке и реализации программы развития дошкольного образовательного учреждения. Построение функциональной модели современного детского сада.

27 июня 2015 года в Улан-Удэ в рамках семинара «Проектирование программы развития ДО в соответствии с ФГОС в условиях билингвальной среды» с докладом «Проектирование системы оценки качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО» выступила Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Наталья Шадрина отметила, что если раньше все образовательные программы оценивали по детским результатам, то сейчас, когда вышел ФГОС, центр тяжести переносится с требований к результатам к требованиям к условиям, которые показывали бы качество дошкольного образования. Сейчас научное сообщество работает над инструментарием, который бы позволял определять оценку качества по условиям, взаимодействию педагога с ребенком как посредником между средой и ребенком.

Поскольку дошкольное образование становится первым уровнем общего образования, то у дошкольных организаций появляется новая ответственность по внедрению Стандарта.

Система оценки качества состоит из трех позиций:

  1. Группа, в которой каждый педагог может проводить педагогическую диагностику на предмет развития ребенка. Воспитатель имеет собственную карту наблюдения, которая фиксируется в основной образовательной программе в разделе оценка качества образования. Важно учитывать момент, что внутри одной образовательной организации может реализовываться несколько программ.
  2. Организация, административно-управленческий персонал, который контролирует реализацию основной образовательной программы.
  3. Субъект. Система оценки качества, реализация образовательных программ на уровне организации и на уровне субъекта Российской Федерации должна определяться по 2 направлениям: взаимодействие педагога и ребенка, сихолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы и предметно-пространственная развивающая среда.

Эксперт акцентировала внимание на том, что важна самооценка ребенка относительно его эмоционального состояния, насколько ему комфортно внутри детской образовательной организации, внутри среды.

Система оценки образовательной деятельности включает оценку по трем направлениям:

  • качество содержания;
  • качество условий образовательной деятельности;
  • качество образовательных процессов.

Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Реализуемые виды деятельности ребенка варьируются исходя из доступности среды. Должны быть созданы такие пространства, где дети сами могли бы регулировать доступ, а занятия должны регулируются воспитателем.

Есть несколько инструментов, которые помогают оценивать предметно-пространственную среду в детском саду взаимодействие педагога и ребенка. Одной из них является Шкала ECERS-R. К примеру, время для свободной игры с помощью этой шкалы оценивается по следующим показателям:

  • Практически нет возможностей для свободной игры или большая часть дня проходит в неконтролируемых свободных играх.
  • Ежедневно есть время для свободной игры.
  • Свободная игра происходит в течение значительной части дня.
  • Действие взрослых направлены на развитие взаимодействия детей.

Шкала ECERS-R точно ловит разные изменения, которые происходят внутри, либо не происходят.

Проектируя основную образовательную программу нужно понимать весь объем ресурсов, которые существуют внутри образовательной организации и во вне. На сегодняшний день, меняя содержание, подсодержание пространства в детском саду, важно понимать, какие образовательные задачи мы собираемся закладывать вовнутрь.

Образовательная среда – это скрытое содержание образования. Важно не наличие игрушек, а их использование и доступность, то, что действительно является образовательным для ребенка внутри среды.

Наргиз АЛИЕВА, аналитическая группа Республики Бурятия

Возможно ли объединить основные группы в дошкольном учреждении, содержащиеся в Законе № 273-ФЗ, ФГОС ДО и ГОСТ Р 52113–2003, в единую схему? Попробуем вместе с экспертом журнала.

Проблема повышения уровня оказываемых услуг находится в центре внимания практически всех отраслей социальной сферы. С одной стороны, это обусловлено изменением государственной политики в сфере оказания социальных услуг населению, где ключевую роль играют критерии результативности и эффективности вложения бюджетных средств. С другой стороны, имеет место общая неготовность социальной сферы предъявлять такие показатели обществу и государству, как убедительные доказательства своего постоянного совершенствования и развития.

Чтобы в дошкольном учреждении нужны документально оформленные требования, в которых перечислены все основные качественные характеристики с конкретными значениями параметров. В производственной сфере требования установлены практически для всей продукции массового производства. В непроизводственной сфере это сделать сложно. Имеющиеся на сегодняшний день в большинстве социальных отраслей официальные требования не охватывают всего многообразия качественных характеристик объектов и явлений. Научно обоснованная система параметров оценивания качества образования в дошкольном учреждении также отсутствует.

Помимо показателей система оценивания включает такие элементы, как источники информации, субъекты, объекты и процедуры оценивания, способы и методы измерения, которые также недостаточно разработаны.

В связи с этим о системе оценивания качества образования в дошкольном учреждении можно говорить только в будущем времени. Однако многие конструктивные элементы этой системы уже определены в различных нормативных документах. Так, постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 утверждены правила осуществления мониторинга образовательной системы. Согласно п. 2 данных правил мониторинг проводится в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики РФ в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценивания состояния и перспектив развития образовательной системы. В соответствии с п. 13 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) образовательные организации обязаны проводить самообследование и обеспечивать функционирование внутренней системы оценивания качественных характеристик образовательной системы. Данный закон включает нормы по контролю качественных характеристик образовательной деятельности органами государственного надзора, по независимому оцениванию качественных характеристик образовательной деятельности с целью предоставления информации об уровне организации работы учреждений, осуществляющих образовательную деятельность.

Внутренняя и внешняя оценка качества образования в дошкольном учреждении

В соответствии с нормативными документами в сфере оценки качественных характеристик образовательной деятельности выделяют две подсистемы: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя оценка включает оценку руководителями и работниками образовательной организации своей работы, а также оценку деятельности образовательной организации родителями, являющимися потребителями услуг данной организации.

Внешняя оценка качества образования в дошкольном учреждении предполагает оценку надзорными органами, профессиональными сообществами, общественными и иными организациями. По своей сути любая внешняя оценка не зависит от организаций, которые подлежат оцениванию. Однако в Законе № 273-ФЗ независимая оценка качественных характеристик имеет более узкое толкование, в рамках которого устанавливаются субъекты оценки, общие критерии оценивания и другие требования. Оценка учредителя (собственника) может рассматриваться и как внутренняя, и как внешняя оценки - в зависимости от масштаба объекта оценивания. В табл. 1 приводятся основные характеристики внешней и внутренней подсистем оценки качества образования в дошкольном учреждении.

Таблица 1

Основные характеристики внешней и внутренней подсистем оценки качества образования в дошкольном учреждении

Элементы системы оценки качества дошкольного образования Субъекты оценки
Внутренняя оценка Внешняя и внутренняя оценка Внешняя оценка
Работники

Родители воспитан ников

Администра-ция дошкольной организации Учредитель Надзорные органы Профе-ссиональные эксперты Общественные эксперты
Процедуры оценивания Самообследование Не
установлены
Система внутренней оценки качества Контроль, мониторинг, рейтинг Лицензирование, государственный надзор Аттестация, экспертиза Независимая оценка качества
Показатели и критерии оценки Устанавливаются Минобрнауки России и дошкольной организацией Устанавливаются дошкольной организацией Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами, а также дошкольной организацией Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами, а также учредителем Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами. Определяются экспертами Устанавливаются Минобрнауки России. Дополни-тельные показатели устанавливаются общественными советами
Способы оценивания Опрос Все известные способы оценки качества Ранжирование данных, имеющихся в открытом доступе

Таким образом, нормативными правовыми актами установлены некоторые оценочные процедуры (мониторинг, самообследование); утверждены отдельные перечни критериев. Однако целостная модель системы оценки образовательной деятельности на сегодняшний день не выстроена: ряд базовых понятий не имеет однозначных определений, не выделено содержание перечня показателей, не описаны способы и механизмы оценивания. Все эти вопросы адресуются руководителям образовательных организаций и органов управления образованием для самостоятельного поиска решений.

Показатели качества образования в дошкольном учреждении

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 23 Закона № 273-ФЗ ДОО осуществляет образовательную деятельность по дошкольным образовательным программам, а также присмотр и уход за детьми. То есть выделены два основных вида деятельности, которые должны быть положены в основу системы показателей оценки качества образования в дошкольном учреждении. При этом само понятие «качество образования» определено как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (п. 29 ч. 1 ст. 2 Закона № 273-ФЗ).

Образовательная деятельность детского сада регулируется федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС), который устанавливает требования:

к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и согласно специальному указанию не подлежат непосредственной оценке и не могут служить показателями при оценке качества образования.

В данном случае определить качество образования в дошкольном учреждении непросто, поскольку стандарта присмотра и ухода за детьми не существует. Однако общая содержательная характеристика этого вида деятельности приводится в п. 34 ст. 2 Закона № 273-ФЗ: присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Кроме того, Законом № 273-ФЗ отдельно выделяются требования охраны и укрепления здоровья обучающихся, которые распространяются на оба вида деятельности. Присмотр и уход и образовательная деятельность также регулируются требованиями:

СанПиН 2.4.1.3049–13 " Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26;ППБ-101-89 «Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений», утв. приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 № 541 «О введении в действие Правил пожарной безопасности».

Объединенные требования всех указанных нормативных правовых актов могут служить основанием для определения соответствующих частей в составе системы параметров качества образования в дошкольном учреждении. Однако есть еще и другие субъекты оценивания, требования которых тоже необходимо учесть. В первую очередь, речь идет о потребителях услуг ДОО.

Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52113–2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества»1 (далее - ГОСТ Р 52113–2003) установлен порядок определения перечней показателей, соответствующих целям управления качественными характеристиками, где главным ориентиром выступает удовлетворенность потребителя. В этом документе определены четыре основные универсальные группы показателей качественных характеристик. Они являются общим руководством для производителей любых услуг, и потому их применение в каждой конкретной сфере, и в сфере оценки качества образования в дошкольном учреждении в том числе, требует авторской интерпретации. Первая группа: показатели назначения, где выделяются основные свойства услуги, ее совместимость с другими услугами и требованиями, условия предоставления услуги, специфические характеристики, связанные с конкретным видом услуги. Вторая группа: показатели безопасности, где выделяется 10 видов безопасности. Третья группа: показатели надежности предоставления и результатов услуги. Четвертая группа: показатели профессионального уровня персонала. Основываясь на этих четырех группах, можно представить параметры системы оценки качества образования в ДОУ с точки зрения удовлетворения требований потребителей следующим образом (см. табл. 2.)

Таблица 2

Примерные параметры системы показателей качества образования в дошкольном учреждении (на основе ГОСТ Р 52113–2003)

Наименование групп показателей качества Параметры системы показателей
Назначение услуги 1. Основные свойства услуги: удобный режим работы; наличие медицинских работников, учителей-логопедов и других узкопрофильных специалистов; наполняемость групп, количество воспитанников, приходящихся на одного воспитателя; объем трудовых обязанностей персонала при осуществлении присмотра и ухода за детьми, учет дополнительных запросов семьи; размер и порядок оплаты услуг детского сада, наличие льгот и т. п. 2. Совместимость услуги: функциональная (преемственность в содержании работы с образовательными организациями другого уровня образования); информационная (соответствие объема, вида и формы предоставления информации о ребенке и оказываемых услугах требованиям родителей). 3. Качество предоставления услуги: состояние материально-технической базы; санитарно-гигиенические условия; этика общения персонала; возможность получения дополнительных услуг; наличие условий для оказания услуг детям с ограниченными возможностями здоровья, другим категориям потребителей с особыми потребностями; эстетика и комфортабельность помещений
Безопасность услуги Электробезопасность. Пожарная безопасность. Санитарно-гигиеническая безопасность. Безопасность игрового оборудования, в т. ч. установленного на прогулочных участках. Безопасность озеленения интерьеров и прогулочных участков. Безопасность, создаваемая специальными защитными средствами (устройство ограждения, организация пропускного режима, оснащение аварийной сигнализацией и др.). Безопасность технологического оборудования. Специфические виды безопасности для отдельных видов услуг (обучение плаванию, проведение физиотерапевтических процедур и т. п.)
Надежность услуги Стабильность производственного графика работы детского сада, выполнение обязательств, предусмотренных договором с родителями
Профессиональный уровень персонала Общая и профильная подготовка персонала. Уровень квалификации кадров и навыки выполнения сложных работ, в т. ч. по результатам участия в конкурсах профессионального мастерства. Знание и соблюдение требований документов, регулирующих профессиональную деятельность педагогических работников (в т. ч. требований безопасности). Соблюдение профессиональной этики поведения, которая включает такие качества, как: этичность, доброжелательность, вежливость, коммуникабельность; внимательность и предупредительность в отношениях с потребителями услуг; умение создать домашнюю атмосферу, проявлять терпение, выдержку, избегать конфликтных ситуаций

Из табл. 2 видно, что используя показатели, рекомендованные ГОСТ Р 52113–2003, можно существенно расширить то представление о качественных характеристиках образовательной деятельности в ДОО, которое дает ФГОС. Например, появляются показатели, характеризующие основные свойства услуги, которые устанавливаются и контролируются учредителем (собственником). Добавляются показатели надежности и показатели совместимости, на которые ориентируются не только родители воспитанников, но и педагогические работники следующего уровня (школы).

Объединив основные группы показателей качественных характеристик, содержащиеся в Законе № 273-ФЗ, ФГОС и ГОСТ Р 52113–2003, получим обобщенную схему системы показателей качества образования в дошкольном учреждении.

Очевидно, что показателей, которые потенциально укладываются в представленную схему, может быть настолько много, что их сбор и обработка займут значительную часть времени работников детского сада. Чтобы этого не произошло, необходимо ограничить перечень оцениваемых показателей качества образования в дошкольном учреждении, т. е. выделить отдельные ключевые (индикативные) показатели.

Нормативные документы

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049–13 " Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Приказ Гособразования СССР от 04.07.1989 № 541 «О введении в действие Правил пожарной безопасности»
  • ГОСТ Р 52113–2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества», утв. и введен в действие постановлением Госстандарта России от 28.07.2003 № 253-ст

1 Утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта России от 28.07.2003 № 253-ст. Утрачивает силу с 1 января 2016 г. в связи с изданием приказа Росстандарта от 06.11.2014 № 1482-ст. Взамен вводится в действие ГОСТ Р 52113–2014.

В статье представлены особенности управления качеством дошкольного образования.

Представлены компоненты оценки качества дошкольного образования.

Описана примерная модель оценки качества дошкольного образования в условиях детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОВОАГАНСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ «СОЛНЫШКО»

Бастрон И.Я., заведующий

Тема: «Разработка модели оценки качества дошкольного образования в условиях детского сада»

Великая цель образования - не только знания,

но и прежде всего действия.
Н.И. Мирон

Слайд 2. Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Система дошкольного образования в настоящее время активно развивается. Современное общество предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.

Одна из главных целей ФГОС дошкольного образования – обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения.

Слайд 3. Качество дошкольного образования – это характеристика системы дошкольного образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Проблема повышения качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях модернизации системы дошкольного образования и требует принятия управленческих решений на различных уровнях системы дошкольного образования.

Непременным условием обоснованности этих решений выступает достоверная информация:

О качестве дошкольного образования;

Об основных тенденциях, касающихся качества образовательных услуг для детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении;

О соответствии предоставляемого образования современным представлениям о качестве дошкольного образования.

В данной связи можно констатировать, что стратегической целью совершенствования системы оценки качества дошкольного образования является оптимизация управления качеством дошкольного образования. Из этого следует, что повышение качества дошкольного образования требует совершенствования системы его оценки, которая должна содержательно (в соответствии с современными представлениями о ценностях развития ребенка дошкольного возраста) и организационно регулировать процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования через процедуры оценки этого качества. При этом оценка качества дошкольного образования рассматривается в интересах личности, общества, государства, самой системы образования.

Слайд 4. Управление качеством дошкольного образования потребовало выделения проблем в деятельности ДОУ, требующих повышенного внимания:

  • создание соответствующих условий для организационного обучения дошкольников;
  • организация аналитической деятельности и научно-методического обеспечения оценки качества дошкольного образования;

Обновление управляемой и управляющих подсистем ДОУ;

Выработка новой практики дошкольного образования с помощью проведения научно обоснованного обеспечения экспериментальной деятельности.

Слайд 5. Качество образования в нашем детском саду рассматривается как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям развития ДОУ на основе ФГОС, потребностей и ожиданий участников образовательного процесса. С этой точки зрения качество образования рассматривается как совокупность трех компонентов:

Качество образовательного процесса;

Качество условий осуществления образовательной деятельности;

Качество результатов.

Одним из компонентов качества образования в нашем ДОУ является образовательный процесс, который имеет свои специфические рычаги управления. Прежде всего, образовательный процесс осуществляется в условиях развивающего взаимодействия между участниками образовательного процесса и управлением его качеством и предполагает воздействие на его компоненты – целевой, содержательный, деятельностный, результативный. Это значит, что повышение эффективности проводимых мероприятий будет зависеть от качества воспитательно-образовательной работы взрослых (педагогов и родителей) и собственной деятельности ребенка на каждом этапе образовательного процесса.

Для совершенствования качества условий осуществления образовательной деятельности нами были определены следующие направления:

Финансирование (предполагает определение гибких нормативов финансирования, переход на долевое финансирование, проведение мониторинга расходования бюджетных средств);

- кадровое обеспечение (предполагает развитие системы кадрового обеспечения и повышения профессиональной компетентности педагогов через организацию системы повышения квалификации и самообразование).

И, наконец, решение проблемы управления качеством условий дошкольного образования требует повышения уровня управленческой культуры руководителей ДОУ: создание условий для повышения качества образовательного процесса в ДОУ, овладение технологией управления качеством работы.

Слайд 6. В нашем учреждении используются:

технология управления образованием по результатам , разработанная П.И. Третьяковым и К.Ю. Белой. Определяя основные цели развития своего дошкольного образовательного учреждения, каждый руководитель вместе с педагогическим коллективом организует весь педагогический процесс, а значит, постоянно сверяет полученные результаты с запланированными. Это требует принятия оперативных решений по ситуации, т.е. по конкретным результатам.

технология проектного управления (Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева), рассматривающая проектное управление как управление ДОУ в условиях инновационного режима функционирования.

В конечном счете, независимо от приоритетной технологии управления качеством работы ДОУ, основной проблемой остается создание модели оценки качества дошкольного образования. Эта проблема возрастает, если рассматривать ДОУ в режиме развития, то есть, предполагая постоянные изменения цели каждого этапа развития ДОУ в соответствии с результатами педагогического процесса.

Оценка качества результатов образовательного процесса на сегодня является наиболее обсуждаемой темой.

Качество образования оценивается в форме лицензирования государственной аккредитации ОУ, контрольно-надзорной деятельности, аттестации педагогических и руководящих работников, мониторинга. Данная система ориентирована прежде всего на оценку образовательных условий, а не на результативность дошкольного образования, определяемую уровнем и динамикой развития ребенка. Критериями качества являются федеральные государственные образовательные стандарты к содержанию образования, профессиональной компетентности педагога с точки зрения его личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, а также к организации предметно-развивающей среды в ДОУ.

Слайд 7. Можно выделить два подхода к управлению качеством:

один - через управление педагогическим процессом и его составляющими;

другой - через личностные субъективные аспекты в системе управления.

Следовательно, управление качеством образования в ДОУ требует особых подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учитывать особенности воспитательно-образовательной среды, запросы и потребности родителей и других социальных партнеров ДОУ. Возникает необходимость разработки модели оценки качества дошкольного образования.

Однако для реализации модели оценки качества дошкольного образования в ДОУ различного вида необходимо дополнить ее системным и процессным подходами в управлении. Именно эти условия обеспечат в большей степени повышение качества образования.

Слайд 8. Модель оценки качества дошкольного образования включает: цели, содержание, организационную структуру, педагогические механизмы системной коррекции воспитательно-образовательного процесса, позволяющие реализовать нормативные и маркетинговые цели ДОУ в партнерском взаимодействии всех субъектов.

Повышение качества дошкольного образования возможно благодаря комплексному использованию основных методологические подходов к оценке качества ДОУ.

1.Аксиологический подход к оценке предусматривает анализ ценностей, которые являются основанием в определении структуры и содержания системы оценки качества дошкольного образования. В основу современной государственной политики Российской Федерации в области дошкольного образования положены идеи гуманизации, поэтому основной профессионально-педагогической ценностью при определении показателей оценки качества дошкольного образования в рамках данного подхода выступает ребенок.

2. Социокультурный подход в оценке качества образования в ДОУ определяется характером взаимодействия детей со взрослыми, с другими детьми, с предметно пространственным миром. Оценивается уровень самостоятельного поведения и его способность решать повседневные жизненные ситуации; социальная компетентность в общении с другими детьми и взрослыми

3.Компетентностный подход выступает перспективным, поскольку в контексте современных представлений о цели образования ключевые компетентности являются актуальными для дошкольников и фиксируют степень их готовности к включению в новую – школьную жизнь. При оценке качества образования в рамках данного подхода осуществляется выявление степени овладения компетентностями (интеллектуальной, языковой, социальной и физической), а также способы поведения (произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность, способность к выбору) и его отношение к самому себе (образ самого себя, уровень самооценки, наличие или отсутствие чувства собственного достоинства).

Комплексное применение охарактеризованных подходов делает проблему оценивания и измерения развития ребенка принципиально разрешимой и позволяет привлекать родителей (не специалистов) к оценке качества ДОУ как независимых субъектов оценки.

Модель оценки качества дошкольного образования в ДОУ – это совокупность взаимосвязанных между собой функций, объекта, субъектов и предмета оценки, показателей и критериев, процедуры и результата оценки. Разрабатывая проблемы научно-методического обеспечения качества дошкольного образования, М.В. Крулехт обращает внимание на соответствие оценки качества дошкольного образования целям воспитания и развития детей дошкольного возраста, образовательному стандарту, запросам потребителей образовательных услуг.

Слайд 9. Функции оценки качества дошкольного образования:

1. Инструктивно-методическая функция заключается в создании регламентов оценки учреждений разных форм, реализующих программы дошкольного образования.

2. Контрольная функция включает проведение оценочных процедур в отдельных образовательных учреждениях и организациях.

3. Аналитическая функция включает сбор и анализ данных по ДОУ, построения на этой основе рейтинга учреждений, реализующих программы дошкольного образования, по параметру «качество образования».

4. Информационная функция может решать три задачи.

Во-первых, информация адресована педагогическому сообществу с целью формирования современных представлений о качестве образования в ДОУ.

Во-вторых, информация адресована родителям, для которых она может стать основанием для выбора формы и места получения дошкольного образования для ребенка.

В-третьих, одной из задач информирования о результатах оценки качества может стать координация усилий ДОУ и школы.

Слайд 10. Объекты, субъекты и предмет оценки:

При оценке качества образования необходимо четко определять, что оценивается (объект), кто оценивает (субъект) и зачем оценивает (предмет). В данной связи оценка качества образования (система оценок) должна быть подразделена на оценки качества образования со стороны внешней среды (то есть оценки потребителей образовательных услуг) и внутренние оценки качества в самой системе образования.

Слайд 11. Всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим пяти кластерам:

1. Образовательная деятельность.

Оценивается уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволяет педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для воспитанников.

2. Развивающая среда.

Оценивается степень обогащения предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. Показателями являются количественное соотношение «воспитатель– дети», образование и профессиональный опыт педагогического персонала, особенности помещения, в котором находятся дети.

3. Психологический комфорт ребенка.

Только хорошее, т.е. содержательное, разнообразное образование, ориентированное на детское развитие, может дать положительное качество педагогическое работы. Оценивается уровень обеспечения психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении сцелью сохранения его физического и психического здоровья. Наиболее оптимальными характеристиками поведения воспитателя, обеспечивающего качественное сопровождение, являются: ответственная позиция, принятие ребенка, содержательное общение, способность к сочувствию.

4. Здоровьесберегающая деятельность.

Хорошее качество физического контекста жизни ребенка в учреждении определяется не количеством предметов, а их качеством, разнообразием, ясно структурированным пространством, его стимулирующим влиянием. Осуществляется оценка качества использования здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания в ДОУ таким образом, чтобы ребенок мог участвовать в образовательной деятельности без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.

5.Удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, можно выделить следующие интегральные критерии оценки дошкольного образовательного учреждения, которые определяют качество дошкольного образования:

Обеспечение благополучия ребенка, его комфортного пребывания в детском саду;

Готовность детского сада к сохранению здоровья ребенка, обеспечению необходимой коррекции недостатков развития;

Ориентированность дошкольного образования на успешность ребенка на следующей ступени образования;

Удовлетворение потребностей семьи и ребенка в услугах дошкольных образовательных учреждений.

Решение проблем повышения качества дошкольного образования в ДОУ требует системного подхода к его оценке. Важным условием объективности являются систематичность и регулярность процедур сбора и экспертизы данных о качестве образовательной деятельности дошкольного учреждения.

Слайд 12. Методы оценки

Основными методами оценки являются следующие:

Изучение представленных материалов самоанализа, нормативной правовой документации;

Анализ программного, учебно-методического и кадрового обеспечения заявленной направленности образовательной программы;

Наблюдение;

Исследование предметно развивающей среды, а также условий, обеспечивающих максимальное удовлетворение запросов родителей воспитанников;

Анализ планирования, результатов диагностики.

Слайд 13. Этапы оценки

Оценка качества дошкольного образования в ДОУ включает несколько этапов:

Выделение показателей качества;

Определение критериев оценки (эталона, требования или стандарта), на основе

чего будет оцениваться данный показатель;

Формирование шкалы уровней достижения критерия качества;

Разработка инструментария;

Организация сбора, обработки, анализа, интерпретации полученных данных;

Представление и распространение обобщенной информации для разных категорий пользователей;

Организация широкого общественного и профессионального обсуждения;

Слайд 14. Результаты оценки.

Обобщенная оценка делается по нескольким оцениваемым направлениям:

Уровню реализации образовательной программы соответствующей направленности;

Уровню организации предметно развивающей среды ДОУ с учетом заявленной направленности образовательной программы;

Характеру взаимодействия педагогов с детьми.

Перспективное соотнесение достигнутых в ДОУ результатов с моделируемым портретом ребенка 6,5–7 лет, на выходе из дошкольного образования.

Адресность результатов оценки:

Педагогические коллективы учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования и ответственных за ее успешную (эффективную) реализацию;

Родители ребенка, осваивающего основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

Руководители учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Предлагаемая модель обеспечивает повышение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества в целом.

ВАЖНО!

Оценить цели, которые ставит образовательная программа – не декларирует, а реально преследует (анализ процесса, соответствие целевым ориентирам Стандарта);

- оценить условия (в том числе, психолого-педагогические) которые создаются для достижения этих целей;

О бразовательный результат задается как ориентир развития;

Д ети не являются объектом формализованной проверки, в центре стоит экспертная оценка.

Августовское совещание педагогических работников Нижневартовского района 2014






У ребенка развиваются те способности и черты личности, которые находят пространство для своей реализации; и, напротив, остаются в не актуализированном состоянии те механизмы, которые оказываются ненужными в реальной жизни. Л.С. Выготский. «К вопросу о формировании детского характера»



Стандарты. Место педагога. Дошкольная ступень Начальная школа Основная школа Старшая школа основы самостоятельности инициативы ответственности творческой деятельности умение учиться и свобода выбора внеучебных форм и видов деятельности учебная самостоятельность, социальные пробы и самоопределение выбор профильных дисциплин, реализация личностно значимого проекта Педагог-личность. Педагог-мастер. Педагог- учитель. Педагог-консультант (помощник). Педагог-эксперт. Педагог-навигатор. Педагог-тьютор.


Особым объектом освоения становятся для ребенка собственное тело и телесные движения. Он с удовольствием бегает, прыгает, лазает. Дети могут видоизменять ранее усвоенные образцы движений, движения приобретают произвольный характер. Для ребенка характерно устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Целевые ориентиры ДО


Способность ребенка к фантазии, воображению проявляется в ролевой и режиссерской игре (наличие оригинального замысла, гибкость развертывания сюжетной линии сообразно условиям и обстоятельствам). Ребенок проявляет доброжелательное внимание к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека, обладает чувством собственного достоинства, уважает дос­тоинство других. Целевые ориентиры ДО


Целевой ориентир Взаимодействие «педагог- воспитанник» Среда Распорядок дня Способность выбирать желаемое Игра Проект Познание Игра Проект Познание Игра Проект Познание Способность проявлять инициативу и самостоятельность Игра Проект Познание Игра Проект Познание Игра Проект Познание Способность принимать собственные решения Игра Проект Познание Игра Проект Познание Игра Проект Познание Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми Игра Проект Познание Игра Проект Познание Игра Проект Познание Уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства, доброжелательное отношение к другим Игра Проект Познание Игра Проект Познание Игра Проект Познание …








Общие характеристики для всех шкал: Предполагают наблюдения за ребенком или интеракциями взрослого и ребенка в естественных условиях внешним специалистом Предполагают специальную подготовку профессионала, использующего шкалу. Включают подробное описание индикаторов, позволяющих надежно оценивать ситуацию (среду, взаимодействие) и давать ей количественную оценку. Допускают возможность использования для внутренней оценки и формирующего оценивания в программах по развитию ситуации в дошкольном образовательном учреждении.


Рассказать друзьям