Периодизация предпосылки возникновения основные черты первобытной культуры. Первобытное хозяйство: этапы, черты и особенности развития

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Первым обществом в истории человечества принято считать первобытное, или догосударственное. Оно пришло на смену Чем же отличалась новая организация? Каковы признаки первобытного общества? Есть ли в нем предпосылки государства? Постараемся ответить.

Признаки

Признаки первобытного общества:

  • родоплеменная организация;
  • коллективный труд;
  • общая собственность;
  • примитивные орудия труда;
  • уравнительное распределение.

Приведенные признаки первобытного общества затрагивают экономическую жизнь, так как культура еще только начала формироваться. Единственное, что можно выделить, - фетишизм, обожествление природы. Но последний пункт, грубо говоря, условный. Наши предки, древние славяне, также поклонялись природе - солнцу (Ярило), молнии (Перуну), Ветру (Стрибогу). Однако это не дает повода говорить о них, как о первобытных. Поэтому в качестве признаков первобытного общества выделяются именно экономические аспекты (труд, орудия, распределение и т. д.).

Понятие о полигамной семье

Основу рода в первобытном обществе составляла полигамная семья. Предполагалось, что входили в половую связь для продолжения рода только внутри своей общины. Та образовывала племя по мере роста, а племя - союз племен. То есть фактически все были друг другу родственники. Отсюда понятие «род» в значении «свой». «Чужаков» в такие семьи не пускали. Союз племен - прообраз первых наций с отличительными чертами.

Если проанализировать вышеперечисленные признаки, то мы увидим, что с такой системой экономической модели невозможно появление социального неравенства. Орудия были примитивны, все занимались одним трудом, чтобы сохранить свой род, происходило распределение продуктов, так как работали все коллективно.

Что мы не будем относить в признаки первобытного общества? Наличие аппарата принуждения. Это и понятно. Наличие аппарата принуждения связано с появлением имущественного неравенства, которое появилось позже, во времена разделения труда в период «военной демократии». Об этом скажем чуть позже.

Признаки первобытного общества и государства

К признакам зарождающего государства из первобытного общества относятся:


Общественное разделение труда

Со временем труд начинает усложняться. Многие историки связывают эти изменения с ухудшением климата. Жизнь стала суровее. Поэтому от традиционной охоты и собирательства пришлось отойти в сторону обрабатывания земли. Человек теперь сам начал создавать продукты питания. Именно это, по мнению ученых, является началом социального расслоения.

Однако человек не мог одновременно делать несколько операций. В результате произошло:

  • Первое крупное разделение труда. Земледелие отделилось от скотоводства.

Со временем люди начинают усовершенствовать свои сельскохозяйственные орудия. От примитивных мотыг, камней общество переходит к новым орудиям, которые уже невозможно сделать самому без специальных знаний и навыков. Появляется категория, которая лучше других стала делать сельскохозяйственные орудия. Постепенно эта прослойка обособлялась и привела ко второму крупному разделению труда.

  • Отделение ремесла от земледелия.

Два разделения труда привели к тому, что производители изготавливали различные товары, которые необходимы каждому классу. Земледелец нуждался в орудиях труда, животных, ремесленник - в хлебе и т. д. Однако обмен затрудняла занятость. Если крестьянин потратит время на то, чтобы обменять свою продукцию, то он понесет больше убытков. Всем необходим был посредник. Вспомним, как наше общество боролось со спекулянтами. Однако они помогали развиваться обществу. Появилась отдельная категория, которая упростила жизнь всем. Произошло третье разделение труда.

Появление торговцев

Все это привело к социальному неравенству, расслоению. У одного - плохой урожай, другой - нашел товар по более выгодной цене и т. д.

Естественно, при расслоении начинается столкновение интересов. Старая уже не могла все это контролировать. На ее месте появилась соседская, где люди были чужими друг другу. Необходима была новая организация. В качестве таковой выступила политическая власть. Начали сформировываться протогосударственные отношения. Этот период получил название «военной демократии». Именно с созданием полноценных элит начинается настоящее государство, то есть цивилизация. Именно об этом подробнее далее.

Признаки первобытного общества и цивилизации

Период «военной демократии» - это время, когда все члены общества еще равны. Никто не выделяется роскошью или нищетой. Это время, где от личных достоинств зависело будущее не только свое, но и своих потомков. При имущественном расслоении начались постоянные войны за богатства. Одно племя постоянно нападало на другое. Общество не могло жить по-другому. Нападения приводили к обогащению наиболее удачливых воинов. Естественно, тот, кто находился дома, оставался ни с чем. Так начала формироваться знать. У всех народов политические элиты формировались именно из воинов. Добыв денег и славы в боях, люди начали искать способ закрепить такое положение дел. Передать свое привилегированное положение наследникам. Именно так формировались государства с иерархической кастовой структурой закрытого типа. Это время считается началом цивилизации.

В истории человечества первобытнообщинный строй был самым продолжительным. Он существовал сотни тысячелетий у всех народов на ранней ступени их развития - от момента выделения человека из мира животных до образования первого классового общества. Основными чертами первобытного строя являлись:
- крайне низкий уровень развития производительных сил;
- коллективный труд;
- общинная собственность на орудия и средства производства;
- уравнительное распределение продуктов производства;
- зависимость человека от окружающей природы в связи с крайней примитивностью орудий труда.
Первыми орудиями были оббитый камень и палка. С изобретением лука и стрел усовершенствовалась охота. Постепенно она привела к приручению животных - появилось первобытное скотоводство. Со временем прочную основу получило первобытное земледелие. Овладение плавкой металлов (сначала меди, затем железа) и создание металлических орудий труда сделали земледелие более производительным и позволили первобытным племенам перейти к оседлому образу жизни. Основой производственных отношений была коллективная собственность на орудия и средства производства. Переход от охоты и рыболовства к скотоводству и от собирательства к земледелию еще в период среднего каменного века совершили племена, жившие в долинах рек Тигра и Евфрата, Нила, в Палестине, Иране, южной части Средиземноморья. Развитие скотоводства привело к крупным изменениям в экономике первобытных племен. С общественным разделением труда (первое - отделение скотоводства от земледелия и второе - отделение ремесла от сельского хозяйства) связаны возникновение и развитие обмена и зарождение частной собственности. Указанные факторы привели к образованию товарного производства, что вызвало создание городов и выделение их из деревень.
Расширение товарного производства, углубление разделения общинного труда и усиление обмена постепенно разлагали общинное производство и коллективную собственность, в результате чего расширялась и укреплялась частная собственность на средства производства, сосредотачивавшаяся в руках патриархальной знати. Значительная часть общинной собственности стала частным владением руководящей группы патриархов общин. Старейшины постепенно превращались в родовую знать, отделяясь от рядовых общинников. Со временем ослабевали родовые связи, и место родовой общины заняла сельская (соседская) община.
Войны между общинами и племенами привели не только к захвату новых территорий, но и к появлению пленных, которые становились рабами. Появление рабов, имущественное расслоение внутри общин неизбежно привели к появлению классов и формированию классового общества и государства.
Переход от первобытнообщинного строя, основанного на коллективном труде и общинной собственности, к классовому обществу и государству является закономерным процессом истории развития человечества.



Первые люди на территории России – 100 тысяч лет назад. Первые колонии, основанные греками, появились в 7- 5 вв. до н. э. В 5 веке до н. э. большинство этих колоний объединились в Босфорское царство, которое существовало до 2 века до н. э.

Севернее греков жили скифы – кочевники.

На территории Азербайджана в 4 веке до н. э. было образовано Скифское царство. В 3 веке они были вытеснены в Крым. Они были разгромлены готами (немецкими племенами).

С востока из-за Дона устремилась новая волна кочевников – сарматов. В 3- 7 вв. н. э. в эпоху Великого Переселения народов на территории Северного Причерноморья, а позднее – между Волгой и Дунаем, хлынули гуннские племена или гунны, вышедшие из степей Забайкалья и Монголии.

В 5 веке н. э. они дошли до пределов Северной Франции. После разгрома их галльскими племенами они возвращаются обратно, где полностью растворяются среди тюркских племен.

В 6 веке из пределов Монголии вновь появляются тюркские племена, которые в середине 6 века образовали Тюркский каганат, территории которого простиралась от Монголии до Волги.

Постепенно почти всё население Восточной Европы (степная часть) подверглась тюркизации. В лесостепной зоне утверждается славянский компонент и финно- угорский. На Центральном Кавказе проживает ираноязычный этнос – аланы. В Западном Предкавказье в 6 веке господствующее положение заняли булгары.



После распада Тюркского каганата в 80х годах 6 века здесь образовалось государство Великая Булгария, которое существовало до первой трети 7 века: распалось под ударами хазаров. После распада часть населения ушла на юго- запад (Балканский полуостров), где и было образовано государство Дунайская Болгария. Другая часть ушла на Северный Кавказ (современные балкарцы). Еще часть двинулась на северо- восток, в область Средней Волги и Камы, где образовалось государство Волжская Булгария. Булгары считаются предками современных чувашей, частично татар, марийцев, удмуртов.

Великое переселение народов - условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV-VII вв., разрушивших Западную Римскую империю и затронувших ряд территорий Восточной Европы. Прологом Великого переселения народов было передвижение германских племён (готы, бургунды, вандалы) в конце II - начале III вв. к Чёрному морю. Непосредственным толчком к Великому переселению народов было массовое передвижение гуннов (с 70- х гг. IV в.). В VI-VII вв. на территорию Восточной Римской империи вторгались славянские (склавины, анты) и другие племена.

Великое переселение народов и проблема этногенеза восточных славян.

1 век н. э. Тацит говорил о ВЕНЕДАХ, которые жили в районах Зап. Польши, Зап. Белоруссии и Зап. Украины. Под венедами ученые понимали неизвестный античному миру народ, который жил за пределами границ государства.

4 век до н. э. – 7 век до н. э. – Великое переселение народов из- за похолодания.

Понятие «первобытное общество», его основные признаки. Понятие «первобытное общество» возникло в науке во второй половине XIX века. До этого времени это общество называли «доисторическим». В Европе и США используют термин «протоистория».

Первобытное общество – архаичная форма общественного догосударственного устройства, характеризующаяся общей собственностью, коллективным трудом и потреблением.

Начальная точка истории – 3 миллиона лет назад – появление человека и первых орудий труда.

Завершение первобытной истории – появление государства и письменности – 3 тысячи лет до нашей эры.

Периоды развития первобытного общества. Ученые создавали разные концепции периодизации, общей нет. Все зависит от уровня знаний эпохи. Еще зависит от критерия деления. Самая первая периодизация сложилась в XVIII веке в эпоху Просвещения – периодизация Фергюстона (Великобритания). Он разделил историю на две эпохи: дикости и варварства. Эпоха дикости: люди не могут сами себя обеспечивать, крайне дикие отношения, создали стереотип дикаря, жили примитивным бытом. Эпоха варварства: сохранение первобытной основы, имеют металл, сельское хозяйство, упорядочение отношений. В основном к этой эпохе можно отнести индейцев Северной Америки. У них уже появились пиктограммы, начала зарождаться цивилизация. Фергюстон признавал, что были народы, которые вступили на путь цивилизации (ацтеки, Египет, Вавилон). В XIX веке Льюис Генри Морган (американец) конкретизировал эту периодизацию. В 1877 году вышла книга «Древнее общество». Он первым составил концепцию о том, что существует еще цивилизация. Критерий для ее выделения – умственное развитие человека (человек привязал технику к социальным отношениям). Представил периодизацию в форме лестницы, где дикость и варварство разделил на три ступени: низшую, среднюю, высшую. На каждой ступени делались какие-то открытия:

низшая ступень дикости – охота и собирательство;

средняя ступень дикости – огонь, рыболовство, собирательство, охота;

высшая ступень дикости – охота становится индивидуальной, приручение собаки и кошки;

низшая ступень варварства – научились делать глиняную посуду, появление керамики, переход к первому промышленному производству (пока только для себя);

средняя ступень варварства – появление земледелия и скотоводства, металлообработка (сплав меди и олова);

переход к высшей ступени варварства характеризуется появлением торговли, гончарного круга.

Задержки развития племен Морган объяснял климатическими условиями. Концепция Моргана работала до XIX века.

В Швейцарии Бахофен заявил, что существует другой критерий первобытного общества – семейные отношения. В 1871 году вышла его книга «Теория матриархата». Суть концепции: выделил три периода: - эпоха промискуитета (неупорядоченные семейно-половые связи); - матриархат: труд женщины приносил большую пользу: рыболовство, гончарное дело, проще было вести родословную по женской линии. Здесь ученый опирался на факты: в Австралии явный матриархат, в Африке нет, на Тибете матриархат; - патриархат: появление пашенного земледелия, передача обязанностей мужчине, формирование единобрачия, муж – глава юридический и экономический. Классикой патриархата выступают индусы, народы Кавказа.

В 30-е годы ХХ века советский ученый П. П. Ефименко создал новую периодизацию, написал книгу «История первобытного коммунистического общества». Критерием периодизации является изменение форм социального устройства. Первый период – первобытное человеческое стадо. Затем эпоха родовой общины – неандертальцы. Затем эпоха материнского рода (материнской родовой общины). Затем эпоха отцовской общины. Соотносил разум с эпохой матриархата. В послевоенное время произошла модернизация взглядов Ефименко. Автор новой концепции был Косвин. Он говорит об эпохе ПЧС (первобытного человеческого стада). - Разделил на 2 периода: архантропы (2 млн. лет назад) и палеоантропы-неандертальцы (150 тысяч лет назад). Завершение периода неандертальцев связано с появлением человека разумного (40-50 тысяч лет назад). - Матриархат. - Отцовская родовая община (пашенное производство, появление металла – 7 тысяч лет назад). - «Военная демократия»: все решают военизированные мужчины. Этот период завершается появлением государства.

Следующая периодизация – антропологическая. Критерий – изменение биологических форм человека: 1)австралопитеки (от 1 до 5 млн. лет назад); 2)архантропы (3 млн. лет назад). Виды: синантроп (Китай) – питекантроп (Индонезия) – «гейдеберский человек» (Европа) – антлантроп (Атлантика); 3)переход к неандертальцам; 4)эпоха неоантропа (кроманьонец) – стоянка Кроманьон во Франции (40 тысяч лет назад – появление кроманьонца).

Еще одна периодизация – экономическая. Критерий –экономический: 1)присваивающее хозяйство; 2)производящее хозяйство. Переход ко второму этапу назывался «неолитическая революция» (Гордан Чайлд, 1956 год);

В целом, периодизация истории первобытного общества отражает, с одной стороны, авторские взгляды, с другой стороны, общий уровень научных знаний о первобытности. Но главное – периодизация помогает историку систематизировать и обобщить информацию об истории первобытного общества.

Признаки первобытного общества. 1)Низкий уровень развития орудий труда и технологии производств (ручная). Могли мало произвести. 2)Низкие демографические показатели (30-40 лет – продолжительность жизни). Высокая детская смертность. Низкая плотность населения. 3)Коллективная организация производства в рамках родовой общины. 4)Уравнительная система распределения продуктов совместного труда. Не было имущественного неравенства. 5)Главная форма семейных отношений – кровнородственная связь. 6)Устные способы передачи информации. 7)Политеистические религиозные верования (ветер дует – это Бог ветра).

Первобытность является исторически первым и самым продолжительным этапом развития человеческой культуры. Вопрос о временных рамках этого периода вызывает много споров. В целом принято делить древнейший период человеческой культуры на эпохи палеолита (800-13 тыс. лет до н.э.), мезолита (13-6 тыс. лет до н.э.) и неолита (6-2 тыс. лет до н.э.). Но и позже рядом с возникшими цивилизациями продолжали жить архаичные племена охотников и собирателей, а также земледельцы и скотоводы, находящиеся на стадии родоплеменных отношений, использующие примитивные орудия труда.

Первым материальным свидетельством существования человека являются орудия труда. У археологов нет единого мнения относительно возраста самых примитивных орудий труда. В палеоантропологии считается, что они появились 2 млн. лет назад. Поэтому жителей этого периода называют Homo habilis (человек умелый). Но ряд археологов датируют первые орудия труда возрастом 5-4 млн. лет назад. Конечно, это были чрезвычайно примитивные инструменты, очень трудно отличимые от естественных осколков камней. Считалось, что они изготавливались путем разбивания камня камнем. 800-300 тыс. лет назад наши предки уже могли использовать огонь. Но только неандертальцы (250-50 тыс. лет назад), видимо, стали делать это постоянно. С поздними неандертальцами связано появление первых искусственных погребений, что говорит о формировании культа предков. Анатомическое строение неандертальцев позволяет предположить, что у них уже были зачатки речи. Однако ученые считают, что коллективная жизнь неандертальцев носила еще стадный характер. Поэтому только Homo sapiens (неоантроп, кроманьонец), появившийся 50-30 тыс. лет назад, может в полной мере считаться культурным существом. Основным занятием кроманьонцев по-прежнему оставались охота, собирательство и рыбная ловля. Использовались каменные, деревянные, костяные орудия для охоты и обработки. Техника их изготовления носила здесь гораздо более совершенный характер. Так, отколотые с помощью заготовки пластины кремния подвергались вторичной обработке, превращаясь в скребки, резцы, ножи и т.д. Жилищами служили в основном пещеры, землянки, но появились и постройки из костей животных. Кроманьонцы изготавливали одежду из шкур и растительных материалов. При захоронении, несомненно, использовались погребальные ритуалы. Обнаружение в погребениях костей животных, орудий труда и оружия свидетельствует о наличии представлений о загробной жизни. В это время появляется пещерная живопись, статуэтки и украшения.

В эпоху мезолита в связи с отступлением ледников на север, стоянки людей стали размещаться под открытым небом, вблизи берегов морей, рек, озер. Интенсивно развивалось рыболовство, создавались новые виды орудий труда (ручные мельницы, сети), появились охотничий лук и стрелы, было приручено первое домашнее животное - собака. Усложнялись похоронные обряды.

В неолите были открыты новые способы обработки камня и кости при изготовлении орудий труда - полирование, сверление, пиление. Появились такие транспортные средства как лодка и лыжи. Возникла керамика и ткачество. Интенсивно развивалось домостроительство. Но самым важным событием стал переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство), что повлекло за собой распространение оседлого образа жизни.

Таким образом, изготовление орудий труда, возникновение захоронений, появление членораздельной речи, переход к родовой общине и экзогамии, создание предметов искусства явились основными вехами на пути формирования человеческой культуры.

Анализ характерных особенностей первобытной культуры строится, прежде всего, на основе данных археологов. Но они часто вызывают очень много споров и позволяют исследовать практически только материальную культуру. Однако археологические свидетельства являются не единственным источником информации о первобытности. Ведь архаичные племена в различных частях света и сегодня живут подобно нашим далеким предкам. Некоторые из них делают каменные инструменты, которые трудно отличить от тех, что производились в эпоху палеолита. Их способы построения жилищ и захоронения, скульптурные изображения и рисунки часто напоминают первобытные. Поэтому данные этнографов о духовной культуре архаичных обществ могут быть перенесены и на историческую первобытность. Конечно же, различия между жителями палеолита и современными традиционными культурами существуют, но в существенных чертах они сходны (в дальнейшем понятия первобытный и архаичный будут использоваться как синонимы). Еще одним важным источником исследования первобытности является язык и фольклор. Различные фразеологизмы, а также песни, сказки, пословицы, поговорки несут на себе отпечаток древних верований и представлений о мире.

На основе данных археологии, этнографии и языкознания можно обозначить основные черты первобытной культуры .

Синкретизм первобытной культуры означает нерасчлененность в эту эпоху различных сфер и явлений культуры. Можно выделить следующие проявления синкретизма:

Синкретизм общества и природы . Род, община воспринимались как тождественные космосу, повторяли структуру вселенной. Первобытный человек воспринимал себя как органичную часть природы, ощущая свое родство со всеми живыми существами. Эта особенность, к примеру, проявляется в такой форме первобытных верований как тотемизм, когда наблюдается частичная самоидентификация людей с тотемом или символическое уподобление ему.

Синкретизм личного и общественного. Индивидуальное ощущение у первобытного человека существовало на уровне инстинкта, биологического чувства. Но на уровне духовном он отождествлял себя не с самим собой, а с общиной, к которой принадлежал; обретал себя в ощущении собственной принадлежности к чему-то внеиндивидуальному. Человек первоначально становился именно человеком, вытесняя свою индивидуальность. Собственно человеческая сущность его выражалась в коллективном «мы» рода. И в наши дни в языке многих примитивных народов слово «я» вообще отсутствует, а о себе эти люди говорят в третьем лице. Это значит, что первобытный человек всегда объяснял и оценивал себя глазами общины. Слитность с жизнью социума приводила к тому, что худшим наказанием, после смертной казни, являлось изгнание. Оставить в общине человека, который не желает следовать ее нормам, означало до основания разрушить социальный порядок, впустить в мир хаос. Поэтому все, что происходило с каждым членом племени, было важно для всей общины, представлявшейся как неразрывная связь людей. К примеру, во многих архаичных племенах люди убеждены, что охота не будет удачной, если жена, оставшаяся в деревне, изменит своему мужу, ушедшему на охоту.

Синкретизм различных сфер культуры . Искусство, религия, медицина, производящая деятельность, добывание пищи не были обособлены друг от друга. Предметы искусства (маски, рисунки, статуэтки, музыкальные инструменты и т.д.) долгое время использовались главным образом как магические средства. Лечение осуществлялось с помощью магических обрядов. И даже практическая деятельность была связана с магическими ритуалами. К примеру, охота. Современному человеку для успеха охоты нужны только объективные условия. Для древних искусство метать копье и бесшумно пробираться по лесу, нужное направление ветра и другие объективные условия также имели большое значение. Но всего этого здесь явно недостаточно для достижения успеха, ибо главными условиями являлись магические действия. Магия - само существо охоты. Охота начиналась с магических действий над охотником (пост, очищение, причинение себе боли, нанесение татуировки и т.д.) и над дичью (пляски, заклинания, ряжение и т.п.). Цель всех этих обрядов состояла, с одной стороны, в обеспечении власти человека над будущей добычей, а с другой стороны, в обеспечении наличия дичи во время охоты независимо от ее воли. В сам момент охоты также соблюдались определенные ритуалы и запреты, которые имели целью установление мистической связи между человеком и животным. Но и после удачной поимки животного проводилась целая серия обрядов, которые были направлены на предотвращение мести со стороны духа животного.

Синкретизм как принцип мышления . В мышлении первобытного человека отсутствовали четкие оппозиции между такими категориями как субъективное - объективное; наблюдаемое - воображаемое; внешнее - внутреннее; живое - мертвое; материальное - духовное; единое - многое. В языке понятия жизнь - смерть или дух - тело часто обозначались одним словом. Важной особенностью первобытного мышления было также синкретичное восприятие символов, т.е. слияние символа и того, что он обозначает. К примеру, предмет, принадлежащий человеку, отождествлялся с самим человеком. Поэтому с помощью нанесения вреда предмету или изображению человека считалось возможным причинить ему реальное зло. Именно подобный синкретизм сделал возможным появление фетишизма - веры в способность предметов обладать сверхъестественной силой. Слияние символа и объекта приводило также к отождествлению психических процессов и внешних предметов. Отсюда происходили многие табу. Например, нельзя смотреть в рот едящего и пьющего человека, так как взгляд способен извлечь душу изо рта. А обычай завешивать зеркала в доме умершего восходит к опасению, что отражение живого человека (его душа) может быть похищено духом покойника. Особым символом в первобытной культуре выступало слово. Называние явления, животного, человека, мистического существа в магических обрядах было одновременно вызыванием его, а слова, срывающиеся с уст шамана, который в момент экстаза становился вместилищем духа, создавали иллюзию его фактического присутствия. Имена воспринимались как часть человека или вещи. Поэтому произнесение имен в определенном контексте могло таить опасность для их обладателя. В частности, имя тотемного животного в повседневном общении не назвалось. Вместо него использовалось иное обозначение. Так, у славян слово «медведь» - иносказательное именование («ведающий мед»), а запретная форма названия этого животного, вероятно, была близка индоевропейской (ср. нем. Bar), отголоском чего выступает слово берлога («логово бера»).

История первобытного общества охватывает период от появления человека до возникновения классовых обществ. Нижняя хронологическая грань этого периода датируется приблизительно одним миллионом лет назад, а по мнению некоторых исследователей, даже гораздо более ранним временем. Верхняя грань колеблется в пределах последних пяти тысяч лет: в Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже четвертого и третьего тысячелетий до н. э., в Европе - в первом тысячелетии до н. э., в Америке - в первом тысячелетии н.э.

Первобытный период. культурной истории продолжался минимум 35 тысяч лет, пока не возникли первые государства Древнего Востока. Все это время человеческая культура накапливала силы, чтобы сделать свой стремительный рывок. Основные ее изменения произошли за последние 5 тысяч лет, когда у человечества появилась настоящая история. Данные археологии дают основание полагать, что стремительное развитие культуры носило локальный характер, охватывая лишь отдельные территории земного шара. Остальная часть населения Земли включалась в культурный прогресс под воздействием и благодаря соседству с развивающимися культурными анклавами.
Основными источниками изучения первобытной культуры являются наблюдения за образом жизни и поведением сохранившихся традиционных обществ и археологические находки и открытия. Еще в XIX в. количество народов, у которых сохранились элементы первобытной культуры, было довольно значительным. Сегодня лишь сохранились мелкие остатки архаичных племен, укрывшихся от цивилизации в самых отдаленных и труднодоступных местах планеты. Кроме того, до нас дошли останки первобытных людей, их орудия труда, кости животных, на которых они охотились, засохшие семена и плоды, которыми они питались, предметы быта и украшения, остатки сакральных сооружений, жилищ и захоронений.

Различные социальные и гуманитарные науки, занимающиеся изучением культуры, единодушны в том, что культуры являются специфическим видом человеческой деятельности. И поэтому изучение культуры вне процесса формирования человека (антропогенеза) не имеет смысла.



В становлении человека принято выделять три стадии: архантропа, палеоантропа и неоантропа.
Стадия архантропа (1,5 млн лет назад) заложила основы общественной жизни людей в виде коллективной совместной охоты живущих вместе. К этой стадии относились питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек и другие подвиды.

Стадия палеоантропа (500 тыс. лет назад) характеризуется господством неандертальца, который использовал орудия труда. Это вид приматов имел большой мозг, подвижную руку, устойчивое прямохождение, Однако строение мозга неандертальца характеризовалось наличием ряда примитивных признаков, а подвижность руки была ограничена, что значительно ослабляло возможности изготовления орудий труда. Поэтому неандертальцы не сумели перейти к культурному образу жизни.

Возникновение человеческой культуры произошло на стадии неоантропа (100 тыс. лет назад) - кроманьонца, человека разумного, целенаправленно изготавливающего орудия труда. С появлением неоантропа биологическое развитие значительно замедлилось, а социальное значительно ускорилось.

Хронология первобытного прошлого человечества датируется весьма приблизительно, ее невозможно определить с точностью до лет, десятилетий. Счет для каждой первобытной эпохи идет на десятки тысяч лет. До нас не дошло изображений, имен, биографий, свидетельств людей того времени, названий человеческих сообществ, описаний их судеб и взаимоотношений. У первобытных людей не было письменности, а у самых первых людей и языка. Поэтому ранняя и наиболее продолжительная эпоха человеческого прошлого безмолвна. От нее до нас дошли только камни, кости, зола, изображения на скалах. Первобытность не дает нам рассказов об исторических событиях того времени, поэтому первобытную эпоху иногда еще называют доисторией или предысторией человечества.

В исторической науке существует два пути изучения первобытной культуры .
1. Первобытная культура разделяется по социальному признаку на несколько эпох: 1. первобытное человеческое стадо,

2. родовой строй (включающий в себя матриархат и патриархат),

3. высшую демократию.

2. Вся история первобытной культуры разделяется на эпохи в соответствии с материалами, из которых изготавливались орудия труда и оружие. По этому признаку выделяются следующие исторические эпохи: каменный век, в свою очередь подразделяющийся на:

1. древнекаменный (палеолит) - 12 тыс. лет назад,

2. среднекаменный (мезолит) - 9 тыс. лет назад,

3. новокаменный (неолит) - 6 тыс. лет назад;

4. век бронзы - 3 тыс. лет до н.э.;

5. век железа - I тыс. лет до н.э.

Для более полного понимания первобытной культуры в науке выделяются этапы первобытного человеческого стада, первобытной родовой общины и первобытной соседской общины.

В соответствии с этим подходом первобытная история начинается с эпохи первобытного человеческого стада (праобщины). Эта эпоха открывается появлением древнейших архантропов, образовавших неустойчивые сообщества людей. На всем ее протяжении происходило преодоление остатков животного состояния, унаследованных от стад человекообразных обезьян, упрочение социальных связей, а вместе с ними и завершение биологического развития самого человека.

Эпоха первобытной родовой общины открылась возникновением первых упорядоченных форм социальной организации и родовой общины. Именно на этой стадии получили полное выражение основные черты первобытного строя - коллективизм в производстве и потреблении, общая собственность и уравнительное распределение.
Эпоха первобытной соседской общины стала временем распада первобытнообщинного строя. Эта последняя эпоха ознаменовалась развитием всех отраслей хозяйственной деятельности. Общая собственность рода была вытеснена обособленной собственностью отдельных индивидов, общинно-родовые связи уступили место общинно-соседским. Тогда же появились первые формы эксплуатации, произошло зарождение частной собственности, общественных классов и государственности. Данная эпоха закончилась приблизительно 5 тыс. лет назад.

Среди всех эпох и этапов развития первобытной культуры особое место занимает верхний (поздний) палеолит. Только применительно к этому этапу мы можем определенно говорить о человеческой культуре как материальной, так и духовной. В это же время были созданы первые памятники изобразительной деятельности. Исторической наукой доказано, что в начале позднего палеолита родились почти все виды художественной деятельности: росписи на стенах и потолках пещер, рельеф и объемная скульптура, гравированный рисунок на камне, кости, роге.

2. Общая характеристика первобытной культуры

Культура первобытной эпохи является фундаментом всей последующей культуры человечества. Первобытная эпоха охватывает огромный период от появления человека до возникновения первых классовых обществ и государств, а также письменности. Человеческий род существует около 2,5 млн лет. Homo sapiense (человек разумный) – всего лишь около 40 тыс. лет.

Множество явлений жизни современного общества берет свое начало в глубокой древности первобытной эпохи:

2) письменность;

3) искусство;

4) религия;

5) мифология;

7) нравственность и др.

Некоторые современные проблемы целиком или частично решаются на материалах исследования первобытной эпохи: история возникновения человека, происхождение рас, народов, появление мифологии, религии, искусства и т. д. Нужно отметить, что первобытная эпоха не ушла в прошлое безвозвратно. Она еще продолжает существовать в локальных областях:

1) джунглях Амазонии;

2) в центральных районах Африки;

3) на островах Океании;

4) в глубинных районах Австралии.

Материальная культура

Возникновение первобытной материальной культуры принято относить ко времени овладения человеком первыми примитивными орудиями труда, которые использовались прежде всего для охоты, разделки туш и изготовления одежды. Необходимость в ней стала возникать с похолоданием климата и наступлением в Европе ледникового периода. Примерно тогда же человек "приручил" огонь, стал использовать его для обогрева жилищ, а позднее, научившись изготовлять огнеупорную посуду, и для варки пищи. Без сомнения, и до появления человека на земле бывали лесные пожары, когда молния или поток лавы зажигали деревья. Но из всех существ лишь человек научился управлять огнем, переносить его с места на место и добывать его снова, когда он потух. Не было ни одного племени, которое могло бы обойтись без огня.Орудиями труда человек пользуется более 2 млн лет. Это открыло перед ним широкие возможности:

1) использования природных ресурсов;

2) приспособления к окружающей среде;

3) коллективной охоты;

4) защиты от врагов.

В эпоху неолита :

1) совершенствуются орудия труда;

2) приемы обработки камня (пиление, сверление, шлифование);

3) появляются луки, стрелы, керамическая посуда.

Вместе с охотой, рыболовством, собирательством получают распространение земледелие и скотоводство. Эти два величайших достижения первобытной экономики сделали человека человеком.

Важнейшей предпосылкой разложения первобытного общества стал переход к использованию металлов.

Рассказать друзьям