Порядок, способы и сроки уплаты налога. Способы уплаты налогов Какие правила уплаты налогов и сборов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сегодня государством применяются самые различные способы взыскания обязательных налоговых платежей, такие как залог имущества, арест собственности налогоплательщика, пеня, приостановка банковских операций, поручительство и проч. Однако далеко не каждый знает, какими вообще могут быть эти способы, каким образом они принимаются и в каких именно ситуациях их задействуют.

Ниже приведены основные способы, которые применяются сегодня.

  1. Источник доходов. Здесь плательщик получает на руки не всю сумму дохода, а только ее часть – то, что остается после удержания установленной налоговой инспекцией выплаты.
  2. Декларация. При использовании таких способов плательщик в установленные сроки предоставляет в налоговую официальную декларацию, где указывает все свои обязательства.
  3. Кадастровый способ ничего общего с доходностью не имеет. Кто не знает, кадастр – это специальный реестр. Он включает в себя список типичных объектов, которые классифицированы по разным внешним признакам. Главная функция кадастра заключается в установлении средней прибыльности облагаемого объекта.

Процедура уплаты налоговых сборов

Все способы и процедура уплаты регламентируется 58-й статьей НК РФ. Так, вы можете единоразово заплатить сразу всю сумму или же применить какой-то иной порядок, предусмотренный данной статьей и иными законодательными актами, которые касаются налоговых сборов. При этом важно, чтобы сумма, которую нужно выплатить, перечислялась вами или вашим уполномоченным лицом в рамках установленного срока. Сам расчет может быть как безналичным, так и наличным.

Статья 58 НК РФ. Порядок уплаты налогов и сборов. Текст статьи для скачивания


Налоговая декларация

Это заявление в письменно виде, составленное плательщиком с целью указать все свои доходы и расходы, перечислить источники прибыли, наличествующие льготы, сумму налога и другие важные сведения, касающиеся налогообложения.

Приказ от 25.11.2015 № ММВ-7-11/544@. Текст для скачивания

Что характерно, вы должны предоставить такую декларацию отдельно для каждого из налогов, подлежащих уплате, но при условии, что другое не предусматривается законом. Налоговая инспекция не вправе требовать ничего, помимо соблюдения требованию к процедуре уплаты, поэтому не стоит указывать в декларации что-то, что не имеет к вопросу непосредственного отношения.

Обратите внимание! Декларацию следует подавать в сроки, указанные в 229-й статье НК – то есть до 30-го апреля того года, который следует за отчетным. Другими словами, за 2015-й отчетный год, к примеру, декларацию необходимо предоставить до конца апреля 2016-го.


Залог собственности

При изменении сроков исполнения обязанностей, касающихся налогообложения, есть возможность обеспечить такую обязанность посредством залога. Договор о залоге может быть оформлен между вами, то есть налогоплательщиком, и соответствующим органом. Хотя стоит добавить, что по законодательству залогодателем может быть не только гражданин, обязанный уплачивать налоги, но и его доверенное лицо. В случае невыполнения плательщиком своих обязанностей налоговики вправе прибегнуть к мерам, которые утверждены действующим ГК РФ.

Какая собственность может быть заложена?

Залогом может послужить любая собственность, в отношении которой согласно гражданскому законодательству он (залог) может устанавливаться. Исключением являются разве что те предметы, которые уже являются залогом в других договорах (иными словами, вы не сможете использовать, скажем, автомобиль как залог для банка и налоговой инспекции одновременно).

Обратите внимание! После заключения договора залога собственность может находиться как у плательщика, так и у налоговой службы. Что характерно, передача собственности должна осуществляться лишь за счет залогодателя, более того, только он несет ответственность за ее сохранность.

А все сделки, касающиеся заложенной собственности, до полного погашения долга могут проводиться исключительно по обоюдному согласию.

Поручительство


При изменении сроков, за которые следует успеть воспользоваться одним из способов уплаты, гарантией того, что обязанности будут исполнены, может выступать поручительство. В подобного рода случаях на плечи поручителя возлагается ответственность перед фискальными органами касательно выплаты налоговых сборов, если плательщик не выплатил требуемую сумму и соответствующую пеню в установленные сроки. Оформлять поручительство можно только в соответствии с требованиями ГК РФ.

В случае несоблюдения плательщиком своих налоговых обязательств, то есть если он своевременно не выплатит требуемую суму, ответственность он понесет вместе с поручителем, а задолженность будет взыскиваться принудительно в судебном порядке. Но если обязанности поручителя будут исполнены согласно договору, то он вправе взыскивать с плательщика возмещение выплаченных денег и пени по ним, а еще убытков, понесенных при поручительстве.

Основные требования к поручителю

Роль поручителя могут играть физ. или юр. лицо, а для какой-то конкретной обязанности таковых может быть сразу несколько. Порядок поручительства в данном случае регулируется все тем же Гражданским кодексом, хотя стоит добавить, что положения этого нормативного акта могут относиться и к уплате сборов.

Пеня

Под пеней подразумевается определенная начисленная сумма денег, которую плательщик обязуется выплатить при несвоевременной уплате налоговых взносов (к слову, сюда относятся и выплаты, обязательные при перевозке различных товаров через границу РФ).

Обратите внимание! По закону пеню необходимо выплачивать дополнительно к основной суме налога вне зависимости от того, какие иные меры обеспечения выполнения обязанностей используются, или же от ответственности, предусмотренной за разного рода нарушения закона.

Статья 75 НК РФ. Пеня. Файл для скачивания

В каких случаях не начисляется пеня?

Ее начисляют за каждый день просрочки, причем исчисление производится со следующего после установленного органами последнего дня уплаты. Однако за такую недоимку, которую человек не оплатил в связи с заморозкой операций по своим банковским счетам согласно решению суда или фискального органа, пеня начисляться не может. То же относится к ситуациям, когда собственность плательщика арестована. Здесь пеню не будут начислять до тех пор, пока не прекратится действие этих обстоятельств.

Однако пеня будет начисляться, если:

  • вы подали ходатайство о получении рассрочки;
  • вы добиваетесь/добились получения инвестиционного кредита.

Особенности процедуры начисления

Начисляют пеню в виде процента от сумы задолженности, причем отдельно за каждый просроченный день. Процент пени должен составлять 1/300 той ставки рефинансирования ЦБ, которая действует на момент начисления.

Уплачивать пеню можно как за один раз вместе с налогом, так и после полной уплаты всех долгов. Помимо того, пеня активно применяется как способ взыскания таможенных налогов путем взыскания денег со счетов плательщика либо его собственности. Также добавим, что в отношении физических лиц действую положения 48-й статьи, а в отношении ИП, организаций и налоговых агентов – 46-й статьи НК.

Можно ли уклониться от уплаты налогов?

Существует масса продуманных методик, посредством которых можно уклоняться от налогов. Рассмотрим вкратце самые распространенные способы.

Самым популярным способом по праву считается использование предприятий-однодневок, которые предоставляют организациям существенную налоговую выгоду. Подобные предприятия создаются с целью получения вычетов по каким-то налогам или фиктивных расходов, либо же, как вариант, для повышения добавленной стоимости продукции и снижения суммарной налоговой нагрузки.

Другой вариант состоит в том, что продукция целиком прогоняется через целый ряд таких однодневок, в результате чего ее стоимость увеличивается, а фиктивные фирмы сразу же исчезают вместе со своими налоговыми обязательствами. Если внимательно ознакомиться с практикой Высшего арбитражного суда, то можно сделать вывод: в большинстве случаев руководство однодневной фирмы, которое отреклось от ответственности, полностью от нее освобождается (при условии, что проявлялась должная осмотрительность); а значит, ответственность ляжет вследствие этого на конечного потребителя.

В итоге подчеркнем, что какие-либо махинации с налогами практически всегда являются нарушением действующих законов. Люди, которые используют описанные выше или другие методы, обязаны понимать, каковыми могут быть последствия таких действий.
Помните об ответственности за мошеннические действия и уклонение от уплаты налогов

Видео – Чем может грозить неуплата налогов?

Порядок исчисления и уплаты налогов

Каждый житель РФ обязан уплачивать определенные налоги: автовладелец — транспортный налог, собственник квартиры — налог на имущество, работник какой-либо компании — подоходный налог.

Юрлица и предприниматели также имеют обязательства перед бюджетом. Компания платит налог на прибыль, на имущество, перечисляет НДФЛ за работников (выполняет функции налогового агента), в зависимости от режима налогообложения может платить НДС, упрощенный или вмененный налог и т. д. У бизнесмена налоговые обязательства перед государством другие, но они тоже есть. В РФ нет полностью освобожденных от уплаты налогов компаний и предпринимателей.

С 2017 года к числу платежей, регулируемых НК РФ, добавлены страховые взносы, ранее подчинявшиеся закону «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Обязанность налогоплательщика уплачивать налоги и страховые взносы зафиксирована в ст. 23 НК РФ. вы сможете ознакомиться с ее текстом, а также пояснениями наших экспертов. А о том, как организация или физическое лицо должны исполнять свою обязанность по уплате налогов, рассказывается в публикации «Ст. 45 НК РФ (2017): вопросы и ответы» .

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 30.11.2016 появилась возможность уплаты налога за третьих лиц и взыскания выявленной недоимки с зависимых юр- и физлиц. Подробнее об этом - в материалах «Разрешена уплата налогов за третьих лиц» и «Взыскать налоги теперь могут с учредителей, руководителей и других физлиц» .

НК РФ устанавливает для граждан и компаний разные сроки, в течение которых они должны отчитаться перед бюджетом и перечислить налог. Эти сроки зависят от вида налога и особенностей регионального или местного законодательства. Кроме того, на предприятия возложена обязанность вносить по некоторым налогам авансовые платежи, а затем рассчитывать годовую сумму налога к доплате. Какие бывают налоговые и отчетные периоды, от чего зависит их длительность, расскажет .

С порядком уплаты налогов связан один существенный момент. Еженедельно ЦБ РФ отзывает лицензию как минимум у одного банка. Мы подготовили для вас рекомендации о том, как поступить с налоговыми платежами, если банк, в котором у компании открыт расчетный счет, потерял право на ведение банковской деятельности.

А вот физлицо может заплатить налог наличкой. Однако перечислять налоговый платеж за другого человека с банковской карты мы не рекомендуем. Почему? Ответ вы найдете и .

Правила заполнения платежного поручения

Порядок уплаты налогов юридическим лицом или предпринимателем предполагает несколько этапов. Сначала бухгалтер рассчитывает сумму платежа в бюджет, затем формирует платежное поручение — указание банку списать с расчетного счета организации денежные средства в адрес поставщика или бюджетных органов.

От правильности заполнения платежного поручения зависит то, как быстро банк сможет обработать платеж, а госорган — идентифицировать поступившие средства. Ошибки в платежке — это потерявшиеся в пути деньги, которые не поступят в бюджет вовремя или же поступят, но попадут в невыясненные поступления. А значит, компания рискует получить штраф и пени за несвоевременную уплату налога.

Чтобы этого не произошло, познакомьтесь с нашей инструкцией «Как заполнить платежное поручение в 2017 году - образец» .

Одно из самых важных сведений в платежном поручении на уплату налогов — КБК. Их значения, применяемые в 2017-2018 годах, вы найдете в этой статье .

О том, какими с 2017 года стали реквизиты для уплаты налоговых платежей в Москве, читайте в публикации .

С 2017 года платежи по страховым взносам надо оформлять с новыми КБК. Подробнее об изменениях в оплате страховых взносов — в публикациях:

  • «Не ошибиться с уплатой взносов в 2017 году поможет таблица с КБК от налоговиков» ;
  • «Каков срок уплаты страховых взносов в 2017 году?» ;
  • «Какие налоги платить в фонды в 2018 году - таблица» .

Однако правила уплаты взносов в ФСС по страхованию от несчастных случаев не изменились, и платежные поручения по ним оформляются так же, как и в 2016 году.

Уплата штрафов, пени, долгов

С 01.10.2017 эта статья НК РФ приобрела новую редакцию (закон «О внесении изменений…» от 30.11.2016 № 401-ФЗ), согласно которой размер пеней зависит от продолжительности просрочки: при задержке оплаты до 30 дней они считают в ранее действовавшем порядке, а при превышении этого срока увеличиваются вдвое.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ ! Так как в конце 2015 года ЦБ РФ принял решение приравнять ставку рефинансирования к ключевой, то с 01.01.2016 суммы пеней рассчитываются исходя из размера ключевой ставки.

Для расчета пеней используйте специальный сервис .

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ ! Если своевременно не погасить задолженность перед бюджетом, налоговики смогут взыскать сумму налога и пени по нему принудительно. Подробности — в этой статье .

О новом способе взыскания налогов читайте в публикации .

Наличие у гражданина или компании подтвержденных судебным решением долгов перед бюджетом может повлечь за собой неприятные последствия: физлицо не сможет выехать за границу, а организация — участвовать в крупных контрактах или получить кредит в банке. Где и как получить эту информацию, вы узнаете .

Налоговый кодекс, N 146-ФЗ | ст. 58 НК РФ

Статья 58 НК РФ. Порядок уплаты налогов, сборов, страховых взносов (действующая редакция)

1. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

2. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

3. В соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса.

Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

4. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.

Физические лица могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи в случае отсутствия банка, а также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в котором в соответствии с решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации организована возможность приема от указанных лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации.

4.1. В случае, указанном в абзаце втором пункта 4 настоящей статьи, местная администрация, организация федеральной почтовой связи и многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обязаны:

1) принимать от физических лиц денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно их перечислять с учетом положений, предусмотренных пунктом 4.2 настоящей статьи, в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата за прием денежных средств и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации не взимается;

2) вести учет денежных средств, принятых в счет уплаты налогов и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);

3) выдавать при приеме денежных средств квитанции или иные документы, подтверждающие прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администрацией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

4) представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от физических лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.

4.2. Денежные средства, принятые от физического лица в наличной форме местной администрацией, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Денежные средства, принятые от физического лица в наличной форме организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, а также принятые от местной администрации в наличной форме организацией федеральной почтовой связи, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк для их последующего перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В случае, если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от физического лица, не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.

4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных пунктами 4.1 и 4.2 настоящей статьи обязанностей местная администрация, организация федеральной почтовой связи, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации.

Применение мер ответственности не освобождает местную администрацию, организацию федеральной почтовой связи, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации денежные средства, принятые в счет уплаты и перечисления сумм налогов.

4.4. В случае неперечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства в установленный срок денежных средств физического лица, принятых местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, к местной администрации, организации федеральной почтовой связи, многофункциональному центру предоставления государственных и муниципальных услуг применяются меры по взысканию неперечисленной суммы налога в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, а также в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

Требование о перечислении налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье - требование о перечислении налога) должно быть направлено в местную администрацию, организацию федеральной почтовой связи или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг не позднее трех месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога и составления налоговым органом документа о выявлении не перечисленной местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога.

Требованием о перечислении налога местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг признается уведомление соответствующих органа, организации о неперечисленной сумме налога, а также об обязанности перечислить эту сумму налога в установленный срок.

5. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно к каждому налогу.

Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается настоящим Кодексом.

Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

6. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении порядка уплаты сборов, страховых взносов (пеней и штрафов).

8. Правила, предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи, применяются также в отношении порядка уплаты авансовых платежей.

9. Правила, предусмотренные пунктами 1 и 4 - 4.4 настоящей статьи, применяются также в отношении единого налогового платежа физического лица.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 58 НК РФ

В комментируемой статье устанавливается общий порядок уплаты налогов и сборов. При установлении конкретных налогов и сборов могут предусматриваться особенности их уплаты.

Порядок уплаты налога является одним из обязательных элементов налогообложения. Согласно ст. 17 НК РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Пункт 1 комментируемой статьи содержит базовое требование об уплате налога разовым платежом, а пункт 2 говорит о необходимости соблюдения сроков уплаты и перечисления налога.

В то же время пункт 3 допускает возможность перечисления авансовых платежей в счет уплаты налога. Такие предварительные платежи, однако, не обладают признаками налога. Это можно подтвердить нормой этой же статьи о том, что нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Таким образом, п. 3 ст. 58 не противоречит положению об уплате налога разовым платежом.

Необходимость в авансовых (предварительных) платежах связана с необходимостью обеспечения равномерного исполнения бюджета, при котором доходы бюджета поступают ритмично в течение всего финансового года. В противном случае (если поступление доходов происходит только в конце финансового года либо по окончании иных отчетных периодов) велик риск возникновения временного кассового разрыва. Временный кассовый разрыв определяется в ст. 6 БК РФ как недостаточность на едином счете бюджета денежных средств, необходимых для осуществления кассовых выплат из бюджета.

Конституционный Суд РФ в Определении от 4 июля 2002 г. N 200-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества открытого типа "Энергомаш" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", пункта 5 Порядка образования и использования территориального дорожного фонда Новгородской области, пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" отметил, что закрепление обязанности налогоплательщика вносить налоговые платежи авансом, т.е. до истечения налогового периода, обусловлено необходимостью равномерного в течение бюджетного года поступления в государственную казну средств, необходимых для покрытия расходных статей бюджета, и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод.

По вопросу начисления пени в случае несвоевременной уплаты авансовых платежей налогоплательщиком дано разъяснение Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (Постановление от 30 июля 2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"). ВАС РФ отметил, что согласно абзацу второму п. 3 ст. 58 НК РФ в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ. Порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 53 - 54 НК РФ и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.

Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.

Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению. Этот же порядок, согласно позиции ВАС РФ, надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.

Налоговые органы при начислении пени на авансовые платежи применяют следующий механизм расчета. Пени на суммы ежемесячных авансовых платежей до истечения отчетного периода не начисляются. После представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период пеня начисляется на несвоевременно уплаченные ежемесячные авансовые платежи, не превышающие авансовый платеж, исчисленный исходя из прибыли за последний квартал отчетного (налогового) периода.

То есть если согласно налоговой декларации за отчетный (налоговый) период сумма авансового платежа за последний квартал меньше суммы начисленных ежемесячных авансовых платежей на этот квартал, то налоговый орган производит начисление пени на ежемесячные авансовые платежи за последний квартал отчетного (налогового) периода, принимая их (для расчета пени) в суммах не выше авансовых платежей за этот квартал.

Если по итогам за отчетный (налоговый) период сумма исчисленного за последний квартал авансового платежа равна или превышает сумму начисленных на этот же квартал ежемесячных авансовых платежей, то начисление пени при несвоевременной их уплате производится исходя из сумм начисленных ежемесячных авансовых платежей, которые налогоплательщик должен был уплатить в течение квартала.

Судебная практика по статье 58 НК РФ:

  • Решение Верховного суда: Постановление N 78-АД15-7, Судебная коллегия по административным делам, надзор

    Расчет авансового платежа представляется в случаях предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу (третий абзац пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации). Порядок уплаты налогов и сборов установлен статьей 58 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 этой статьи уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах...

  • Решение Верховного суда: Постановление N 78-АД15-8, Судебная коллегия по административным делам, надзор

    Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Из приведенных положений пункта 3 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, то есть предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода...

  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-17786/12, Коллегия по административным правоотношениям, надзор

    При этом статья 58 Налогового кодекса Российской Федерации возлагает на организацию федеральной почтовой связи и местную администрацию обязанность принимать денежные средства (без взимания за это платы) в счет уплаты налогов и сборов, которые предусмотрены названным Кодексом, и только при отсутствии банка...

+Еще...

1. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.


2. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.


3. В соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.


В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса.


Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.


4. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.


При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.


В этом случае местная администрация и организация федеральной почтовой связи обязаны:


принимать денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно перечислять их в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата за прием денежных средств не взимается;


вести учет принятых в счет уплаты налогов и перечисленных денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);


выдавать при приеме денежных средств налогоплательщикам (налоговым агентам) квитанции, подтверждающие прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администрацией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;


представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от налогоплательщиков (налоговых агентов) денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.


Денежные средства, принятые местной администрацией от налогоплательщика (налогового агента) в наличной форме, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.


В случае, если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от налогоплательщика (налогового агента), не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.


За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящим пунктом обязанностей местная администрация и организация федеральной почтовой связи несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Применение мер ответственности не освобождает местную администрацию и организацию федеральной почтовой связи от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации денежные средства, принятые от налогоплательщиков (налоговых агентов) в счет уплаты и перечисления сумм налогов.


5. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно к каждому налогу.


Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается настоящим Кодексом.


Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.


6. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.


В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.


7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении порядка уплаты сборов, страховых взносов (пеней и штрафов).


8. Правила, предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи, применяются также в отношении порядка уплаты авансовых платежей.

Статья 58. Порядок уплаты налогов, сборов, страховых взносов

1. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

2. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

3. В соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке , аналогичном для уплаты налога.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса.

Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

4. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.

Физические лица могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи в случае отсутствия банка, а также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в котором в соответствии с решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации организована возможность приема от указанных лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 58 дополнена пунктом 4.1 с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 232-ФЗ

4.1. В случае, указанном в абзаце втором пункта 4 настоящей статьи, местная администрация, организация федеральной почтовой связи и многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обязаны:

1) принимать от физических лиц денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно их перечислять с учетом положений, предусмотренных пунктом 4.2 настоящей статьи, в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата за прием денежных средств и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации не взимается;

2) вести учет денежных средств, принятых в счет уплаты налогов и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);

3) выдавать при приеме денежных средств квитанции или иные документы, подтверждающие прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администрацией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

4) представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от физических лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 58 дополнена пунктом 4.2 с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 232-ФЗ

4.2. Денежные средства, принятые от физического лица в наличной форме местной администрацией, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Денежные средства, принятые от физического лица в наличной форме организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, а также принятые от местной администрации в наличной форме организацией федеральной почтовой связи, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк для их последующего перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В случае, если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от физического лица, не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.

Информация об изменениях:

Статья 58 дополнена пунктом 4.3 с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 232-ФЗ

4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных пунктами 4.1 и 4.2 настоящей статьи обязанностей местная администрация, организация федеральной почтовой связи, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации.

Применение мер ответственности не освобождает местную администрацию, организацию федеральной почтовой связи, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации денежные средства, принятые в счет уплаты и перечисления сумм налогов.

Информация об изменениях:

Статья 58 дополнена пунктом 4.4 с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 232-ФЗ

4.4. В случае неперечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства в установленный срок денежных средств физического лица, принятых местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, к местной администрации, организации федеральной почтовой связи, многофункциональному центру предоставления государственных и муниципальных услуг применяются меры по взысканию неперечисленной суммы налога в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, а также в порядке, аналогичном порядку, установленному и настоящего Кодекса.

Требование о перечислении налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье - требование о перечислении налога) должно быть направлено в местную администрацию, организацию федеральной почтовой связи или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг не позднее трех месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога и составления налоговым органом документа о выявлении не перечисленной местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога.

Требованием о перечислении налога местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг признается уведомление соответствующих органа, организации о неперечисленной сумме налога, а также об обязанности перечислить эту сумму налога в установленный срок.

5. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно к каждому налогу.

Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается настоящим Кодексом.

Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

Рассказать друзьям