Ведическая литература виды энергий которые дает всевышний. Древнейшее знание на Земле — книга мудрости Веды

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Валентин Даценко

Из каких произведений состоят Веды? Около 5000 лет назад мудрец Вьяса (Вьясадева) получил океан ведического знания от своего учителя, Нарады Муни. Перед мудрецом стояла задача: изложить все Веды в письменном виде.

Войдя в глубокую медитацию, погрузившись в транс, великий мудрец надиктовывал знание своему помощнику, который все записал.

Единое знание стало дробиться на разные произведения. Поэтому мудреца называют Вьяса , что буквально переводится как «разделяющий ». Он для удобства понимания разделил одно знание на разные разделы. Так проявилось множество произведений в письменном виде, которые составляют ведическую литературу. Мудрец Вьяса является составителем этих писаний.

Что это за писания?

Дальнейшее изложение позволит хотя бы немного понять, до какой степени обширной и серьезной является ведическая литература, и из каких произведений состоят Веды. Нужно подчеркнуть, что приведенный ниже список не является полным. Это только самые основные разделы литературы, которую мудрецы относят к категории ведической.

Четыре Веды – результат разделения единой Веды

Итак, сначала мудрец Вьяса разделил единую Веду на четыре:

  • Риг Веда;
  • Яджур Веда;
  • Сама Веда;
  • Атхарва Веда.

Разделы каждой из четырех Вед

Каждая их этих четырех Вед подразделяется на четыре подкатегории:

  • Самхиты;
  • Брахманы;
  • Аранйаки;
  • Упанишады.


Разделы Вед под названием Самхиты и Брахманы в основном описывают различные обряды для достижения тех или иных материальных целей.

Разделы Вед под названием Араньяки и Упанишады описывают то, что находится за пределами человеческой сенсорики: вечность, бесконечность, время, душа, Бог. Араньяки детально описывают различные медитативные и йогические практики. А главной мыслью Упанишад является познание человеком самого себя, окружающего мира и Бога.

Упанишады – вершина знания всех Вед

Ниже приведен список 11 главных Упанишад:

  • (Яджур Веда);
  • Айтарея Упанишад (Риг Веда);
  • Брихадараньяка Упанишад (Яджур Веда);
  • Тайттирия Упанишад (Яджур Веда);
  • Катха Упанишад (Яджур Веда);
  • Чхандогья Упанишад (Сама Веда);
  • Кена Упанишад (Сама Веда);
  • Мундака Упанишад (Атхарва Веда);
  • Мандукья Упанишад (Атхарва Веда);
  • Прашна Упанишад (Атхарва Веда);
  • Шветашватара Упанишад (Яджур Веда).

11 главных Упанишад, Веданта Сутра и Бхагавад-гита (о которой будет сказано ниже, которую также причисляют к Упанишадам, называя Гита Упанишад) занимают особое место среди всех ведических произведений. Эти тексты называют прастхана-трайи. Три главнейших раздела Вед (трайи ), которые указывают путь к совершенству за рамками рождения и смерти (прастхана ). Если Вы спросите, из каких произведений состоят Веды, мы ответим – в первую очередь из прастхана-трайи.

Нет никаких сомнений в том, что прастхана-трайи составляет верх философской мысли и метафизики Вед. Эта литература не рассчитана на обычных людей. Тайный смысл прастхана-трайи доступен только для очень возвышенных и чистых душ. Сложность постижения прастхана-трайи заключается в том, что эти писания могут понимать только те люди, чьи сердца чисты от зависти и прочих пороков этого мира. Об этом сказано в Бхагавад-гите (9.1):

идам ту те гухйатамам правакшйамй анасуйаве Это сокровище знания ты узнаешь благодаря тому, что ты не завидуешь.

Пураны и Итихасы – пятая Веда

  • (или Шримад Бхагаватам, 18 000 стихов).
  • Агни Пурана (15 400 стихов).
  • Бхавишья Пурана (14 500 стихов).
  • Брахма Пурана (24 000 стихов).
  • Брахманда Пурана (12 000 стихов).
  • Брахма-вайварта Пурана (18 000 стихов).
  • Гаруда Пурана (19 000 стихов).
  • Курма Пурана (17 000 стихов).
  • Линга Пурана (11 000 стихов).
  • Маркандея Пурана (9 000 стихов).
  • Матсья Пурана (14 000 стихов).
  • Нарада Пурана (25 000 стихов).
  • Падма Пурана (55 000 стихов).
  • Шива Пурана (24 000 стихов).
  • Сканда Пурана (81 100 стихов).
  • Вамана Пурана (10 000 стихов).
  • Вараха Пурана (10 000 стихов).
  • Вишну Пурана (23 000 стихов).

Книги издательства Бхактиведанта Бук Траст это авторитетный перевод древнейших писаний Земли - Вед. В них вы найдете описание множества методов самоосознания, йоги, описание космического устройства вселенной, жизнь величайших святых и многое другое. Веды - вечная наука духовной жизни. Перевод и комментарии А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, основателя-ачарьи Международного общества сознания Кришны (ISKCON)

Скачать Ведическую литературу:

"Бхагавад-гита" - священный диалог между Кришной и Арджуной, произошедший 5 тысяч лет назад на поле боя перед битвой. Квинтэссенция всей ведической мудрости. Особенность Бхагавад-гиты в том, что она рассказана непосредственно Верховной Личностью Бога. В этой книге читатель найдет все, что есть в других священных писаниях мира и также, с чем больше не встретится нигде.

Избранные статьи и письма А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, лекции, беседы с журналистами, учениками, известными людьми, в т.ч. с музыкантами Битлз и др.

«Шримад-Бхагаватам»

Сливки Вед, комментарий самого Вьясадевы (составитель Вед) на Веданта-сутру. Шримад-Бхагаватам (или Бхагавата-пурана) объясняет смысл всего Ведического знания. С оригинальными санскритскими текстами, русской транслитерацией, пословным переводом, литературным переводом и комментариями.

Первая песнь - «Творение» Часть первая

Природа Абсолютной Истины и аспекты Абсолюта. Воплощения Бога, в т.ч. в разные эпохи, Шри Кришна как источник всех воплощений, история Нарады, наказание сына Дроны, молитвы царицы Кунти, уход Бхишмадевы в присутствии Господа Кришны. Часть вторая Время после ухода Господа Кришны, начало Кали-Йуги. Махараджа Парикшит встречает олицетворение века Кали, признаки деградации. Сын брахмана проклинает Махараджу Парикшита, последнего благочестивого императора. Сжатое изложение всего Шримад-Бхагаватам. Процесс реализации Абсолютной Истины в три этапа: 1) Брахман, 2) Параматма (Сверхдуша), 3) Верховная Личность Бога. "Пуруша-сукта", которую поют полубоги, регулярно приходящие воплощения Господа и Их миссии.

Третья Песнь - «Статус кво»

Часть первая

Творение мира, вселенская форма Господа, дух и материальная природа, сотворение человека и полубогов,

различные шкалы времени, начиная с атомного и кончая временем существования вселенной. Появление

Кумаров, четырех сыновей Брахмы, и Господа Шивы

Часть вторая

Приход Господа в облике Вепря, спасение Земли, погрузившуюся в воды на дне вселенной. Битва Господа с демоном Хираньякшей и предыстория явления двух могущественных демонов в материальном мире. Женитьба мудреца Кардамы на Девахути. Часть третья Четвертая Песнь - «Четвертый этап творения» Часть первая Дакша устраивает жертвоприношение на райских планетах. Дакше отсекают голову за оскорбление Шивы, жертвенная арена разрушена. Пятилетним ребенком Дхрува Махараджа, разгневавшись на оскорбление мачехи, уходит в лес. Его цель - увидеть Верховную Личность Бога и попросить у Него царство, не имеющее себе равных во всех трех мирах. Часть вторая Правление демонического царя Вены и его смерть от проклятия брахманов. Они производят наследника престола из мертвого тела царя. История жизни и деяний царя Притху, и его возвращение в духовный мир. Часть третья Молитвы Господа Шивы, падение души в материальный мир в аллегорической истории царя Пуранджаны. Трансмиграция души в материальном мире, деяния Прачетов и божественные наставления Нарады Муни. Пятая Песнь - «Творческий импульс творения» Часть первая Деяния царя Приявраты, и его потомков. Жизнь и учение Господа Ришабхадевы, царя-подвижника. Бхарата, император всей Земли, оставляет царство и уходит в лес для занятий духовной практикой. Почти достигнув совершенства жизни, он привязывается к олененку, и помня о нем в момент смерти, рождается оленем. В следующем рождении он помнит о своей ошибке и скитается по земле под видом безумного. Духовные наставления Бхараты царю. Часть вторая Аллегорическое описание материального мира как леса наслаждений, где на каждом шагу путника (душу) подстерегают опасности. Деятельность потомков царя Приявраты, описание устройства планетных систем вселенной с точки зрения ведической астрономии. Адские планеты. Шестая Песнь - «Предписанные обязанности человечества» Часть первая Брахман Аджамила падет жертвой вожделения, и создает новую семью с проституткой, поддерживая ее всеми видами грехов. Случилось, он называет своего младшего сына именем Господа, и когда к нему приходит смерть, спасается, зовя сына (а на самом деле, самого Бога). Ямадуты (те кто забирает души грешников) спорят с Вишнудутами (представителями Бога), наставления Ямараджи. Дакша проклинает Нараду Муни. Часть вторая История демона Вритрасуры, который, за счет преданности Богу побеждает Индру. Царь Читракету, и Дити, мать демонов. Седьмая Песнь - «Наука о Боге» Часть первая
Бог одинаково относится к каждому. Хираньякашипу покоряет всю вселенную, но не может справиться с гневом, узнав, что его сын - преданный Господа. Хираньякашипу считает, что сын опозорил его и предпринимает попытки убить его. Явление Господа Нрисимхи. Часть вторая Прахлада Махараджа успокаивает гнев Господа своими молитвами. Нарада Муни беседует с Махараджей Юдхиштхирой об устройстве богоцентрического общества, варнашрамы. Восьмая Песнь - «Сворачивание космического проявления» Часть первая
Истории, происходившие на других планетах. Господь спасает Гаджендру, царя слонов. Полубоги и демоны пахтают молочный океан, Господь Шива избавляет вселенную от яда, Бог приходит в облике прекрасной женщины, Мохини-мурти и лишает демонов возможности выпить нектар бессмертия. Часть вторая Предсказания будущего, описание системы управления вселенной, Махараджа Бали завоевывает райские планеты. Господь приходит как Ваманадева, сын Адити, матери полубогов. Он забирает у Бали всю вселенную и его самого. Матсья-аватара, воплощение Господа в образе гигантской рыбы, спасающей царя Сатьяврату во время всемирного потопа. Девятая Песнь - «Освобождение» часть первая
Потомки Ману, прародителя человечества, Дурваса Муни и его ссора с царем Амбаришей. Встреча сыновей Сагары с Господом Капиладевой, краткое описание жизни потомков царя Амшумана. Деяния Господа Рамы. Часть вторая Парашурама, воплощение Господа уничтожает все династии воинов 21 раз. Династия Яду, в которой придет Шри Кришна, Верховная Личность Бога. Десятая Песнь «Summum Bonum» Последние главы Шримад-Бхагаватам, которые успел перевести и прокомментировать Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Вечные игры Верховной Личности Бога, Шри Кришны, которые Он явил на нашей планете около 5000 лет назад. Явление Господа Кришны, и Его детские игры.

Публикация 2018-03-14 Понравилось 4 Просмотров 1632


Кто написал Веды и для кого?

Структура книги мудрости

Веды - мать всех Писаний

Философские принципы ведической литературы выдержали испытание временем. Веды - источник мудрости не только для индийцев, но и всего человечества. К этой великой книге обращаются по самым разным вопросам. Веды знают и долголетия, приоткрывают завесу над тайнами истории и происхождения Вселенной. А Альберт Эйнштейн специально выучил санскрит, чтобы прочесть тексты с описанием законов физики.


Мертвый язык, живые знания

Веды - руководство к действию

Веды - самое раннее литературное произведение индоарийской цивилизации. И самая священная книга Индии. В ней содержатся оригинальные писания индуистских учений, содержащие духовные знания, которые охватывают практически все аспекты жизни.


Очередной виток сансары нужно прожить легко

Значение слова «Веда» - мудрость, знание, видение. Это проявление языка богов в человеческой речи записано на санскрите. Правила Вед регулируют социальные, юридические, религиозные, внутренние обычаи и традиции индусов от седой древности до наших дней.


Юный брахман постигает мудрость Вед

Веды также очень подробно описывают устройство материального мира с его законами физики, химией, астрономией. Почему тогда считаются священными? Потому что у всего, что существует, есть свои причины и источники. Главная причина появления нашего мира - желание и повеление Бога, нашего создателя.


Чтобы быть счастливыми индийцам многого не нужно

Кто написал Веды и для кого?

Доподлинно неизвестно, когда появились самые ранние части Вед. Но, похоже, это один из самых ранних письменных документов мудрости. Поскольку древние индуисты редко сохраняли исторические данные о своей религиозной, литературной и политической жизни, трудно точно определить возраст Вед. Историки построили множество догадок, но никто не гарантирует точность. Считается, однако, что самый ранний текст отсылает нас к примерно 1700 году до н. э.


Может быть это знания предыдущей развитой цивилизации?

Традиция гласит, что люди не составляли почитаемые композиции Вед. Что это Бог научил мудрецов ведическим гимнам, а уже те затем передавали их через поколения в устной стихотворной форме. Другая традиция предполагает, что Веды были «раскрыты» мудрецам- провидцам. Записал Веды и собрал в книгу Вьяса Кришна Двайпайана во времена Господа Кришны (около 1500 г. до н.э.)


Жить в гармонии с окружающим миром учит священная книга

В те далекие времена люди могли постичь Веды лишь единожды услышав их. Современный хомо сапиенс не настолько разумен. Принять Веды нам, живущим в Кали-югу, просто читая строку за строкой, нереально. Они открываются лишь тем, кто идет по пути духовного развития. Их великая мудрость доступна для всех, кто жаждет саморазвития и духовного самосовершенствования.


На все в этом мире есть причина

Структура книги мудрости

Веды подразделяются на четыре тома. Они известны под общим названием «Чатурведа».

  1. Ригведа - Книга Мантры. Считается главным текстом. Эта коллекция вдохновляющих гимнов и песен считается основным источником знаний о социальной, религиозной, политической и экономической жизни древней цивилизации.
  2. Сама Веда - Книга Песни. Сокращенная версия Ригведы. По словам ведического ученого Дэвида Фроули, если Риг Веда - это слово, Сама Веда - это песня, музыка, смысл.
  3. Яджурведа - Книга Ритуала. Служит практическим путеводителем для священников, совершающим жертвенные действия. Похожа на «Книгу мертвых» древнего Египта.
  4. Атхарва Веда - Книга Заклинаний. Кардинально отличается от предыдущих трех Вед по форме, содержанию. Проясняет законы истории и социологии. Атхарва Веда состоит из заклинаний, распространенных в свое время и изображает более ясную картину ведического общества.

Сама Веда - мелодичная концентрация мудрости Ригведы

Каждая из Вед подразделяется на четыре части:

  • Самхиты - коллекция мантр (гимнов)
  • Брахманы - ритуальные тексты о религиозных обязанностях
  • Араньяки (лесные тексты) - объекты медитации для мистиков-аскетов
  • Упанишады («Веданта») - заключительные части Веды, содержащие сущность ведических учений

Книга ритуалов предписывает как и когда совершать религиозные обряды

Также в Веды входят 18 исторических писаний (пуран) и такие великие эпические произведения как «Махабхарата» и «Рамаяна».

Веды - мать всех Писаний

Хотя Веды редко читаются сегодня даже благочестивыми, они, без сомнения, составляют основу универсальной религии, за которой следуют все индуисты. Упанишады, однако, читаются серьезными учениками религиозных традиций и духовности во всех культурах и рассматриваются как основные тексты мудрости человечества. Индусы руководствовались священной книгой веками. И будут продолжать делать это на протяжении последующих поколений. Веды навсегда останутся всеобъемлющим и универсальным индуистским писанием и книгой мудрости человеческой цивилизации.

Вьяса Кришна Двайпайана - древнеиндийский мудрец, оформивший Веды в текст. Считается также создателем «Махабхараты» и других великих произведение Индии.

Структуру Ведических писаний можно уподобить лестнице со множеством ступеней, и каждое определенное писание будет соответствовать определенной ступени. Писания с почтением относятся к людям на всех «ступенях», вдохновляя каждого продвигаться выше.

Эволюция личности, согласно Ведам, не ограничивается одной жизнью. Понимание принципа перевоплощения говорит о том, что ступени этой символической лестницы могут также считаться жизнями. Поэтому веротерпимость ведических текстов, основанную на философском понимании, не следует путать с безразличием, или представлением о том, что «все едино».

Ведические тексты делятся на три категории (канды ), соответствующие различным этапам духовной зрелости души: карма-канда, гьяна-канда и упасана-канда.

Карма-канда , к которой относятся четыре Веды и родственные писания, предназначена для тех, кто привязан к временным материальным достижениям и склонен к ритуализму.

Гьяна-канда , в которую входят Упанишады и «Веданта-сутра», призывают к освобождению от власти материи, посредством отречения от мира и отказа от желаний.

Упасана-канда , к которой относятся главным образом тексты «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гиты», «Махабхараты» и «Рамаяны» предназначена для тех, кто желает постичь Личность Бога и обрести отношения со Всевышним.

Четыре Веды: мантры и обряды

Первоначально существовала одна Веда, "Йаджур-веда", и она передавалась изустно, от
учителя к ученику. Но около 5000 лет назад великий мудрец Кришна- Дваипайана Вйаса (Вйасадева) записал Веды для людей этого века, Кали-йуги. Он разделил Веды на четыре части по видам жертвоприношений: «Риг», «Сама», «Йаджур», «Атхарву» и поручил эти части своим ученикам.

- «Риг-веда» - «Веда хвалы», состоит из гимнов, собранных в десяти книгах. Большая часть стихов прославляет Агни, бога огня и Индру, бога дождя и райских планет.

- «Йаджур-веда», известная как «Веда жертвоприношений содержит инструкции по проведению жертвоприношений.

- «Сама-веда», «Веда песнопений», состоит из гимнов, многие из которых встречаются в другом контексте в «Риг-веде».

- «Атхарва», «Веда заклинаний» описывает множество различных видов поклонения и заклинаний. Говорят, что все остатки первых трех Вед, которые не вошли в них, сложили вместе и это образовало Атхарва-веду. Ей не пользуются во время жертвоприношений, поэтому существует термин «Триведа»

Цель четырех Вед - убедить человека в том, что он не является независимым существом, но частицей вселенского организма. В наше время значительная часть мантр четырех Вед не действует или действует лишь частично. Причина в том, что люди не обладают достаточной концентрацией и чистотой сознания для произношения ведических мантр.

Также каждая Веда включает упаведу (прикладное знание):

«Риг-веда» - Аюр-веда (медицина);

«Сама-веда»- Гандхарва-упаведа (пение, танцы, музыка, театральное искусство);

«Яджур-веда» - Дханур-упаведа (военное искусство, экономика, политика);

«Атхарва-веда» - Стхапатья-упаведа (строительство, архитектура, живопись, скульптурное ваяние).

Обычно в упаведах изложены общие принципы той или иной прикладной науки. Подробное знание соответствующих дисциплин хранится в конкретных школах, которые веками хранят и дополняют его.

Итихасы - сказания

Итихасы - эпические поэмы, которые представляют собой историю древней ведической цивилизации в различные эпохи. К ним относят «Рамаяну», которую называют ади-кавьей («первой поэмой»), и «Махабхарату». Автором «Рамаяны» является мудрец Валмики, а автором Махабхарты - составитель Вед, Вьясадев.

Бхагавад-гита - Песнь Абсолюта

Особое место в ведической литературе занимает «Бхагават-гита» - часть «Махабхараты». «Бхагават-гита» - это диалог аватара, Господа Кришны с его другом Арджуной перед битвой на поле Курукшетра около 5000 лет назад. В ней изложена суть философии Вед и она является основополагающим Писанием восточной духовности.

Бхагавад-Гита описывает все разновидности йоги (практики обретения просветления):

Карма-йогу - йогу деятельности, законы действий и их последствий,

Аштанга-йогу - йогу мистического созерцания, частью которой является хатха-йога,

Гьяна-йогу - йогу отречения от материи и осознания себя душой,

Бхакти-йогу - йогу развития отношений со Всевышним и обретения божественной любви.

Также в «Бхагавад-гите» описаны принципы существования духовного и материального миров, законы перевоплощения души, состояния материи и их влияние на сознание, и многие другие сокровенные темы.

Пураны - хроники вселенной

В 18 Пуранах философия Вед изложена в виде бесед и проиллюстрирована случаями из истории человечества разных эпох. В зависимости от уровня сознания человека, Пураны делятся на три группы.

Существуют Пураны для людей в саттва-гуне (благости), раджа-гуне (страсти, активности) и тамо-гуне (невежестве). Более подробно с ведическим учением о состояниях материи и сознания Вы можете познакомиться на посвященной этой теме странице.

Упанишады - беседы с мудрецами

Упанишады означает «знания, получаемое от духовного учителя» (дословно «упа-ни-шад» означает «сидеть внизу рядом»). Их тексты показывают, что все материальные формы - лишь временные проявления вечной энергии, находящейся над материальной двойственностью страданий и радости, обретений и потерь. 108 Упанишад показывают единство за многообразием, и вдохновляют всех увлеченных ритуалами четырех Вед идти дальше их кратковременных целей.

Веданта-сутра - философские афоризмы

Вйасадева обобщил все ведическое знание в афоризмах, известных как «Веданта-сутра». 560 емких заключений «Веданта-сутры» определяют ведические истины в самых общих терминах. Но Вьяс оставался неудовлетворенным даже после того, как составил многие Пураны, Упанишады и даже «Веданта-сутру». Тогда его духовный учитель Нарада Муни дал ему указание: "Разъясни "Веданту"».

Шримад-Бхагаватам - песнь об Истине

После этого Вйасадева записал комментарий к его же «Веданта-сутре» в виде священного текста «Шримад-Бхагаватам», состоящего из 18 000 шлок (стихов). Веды называют его «Маха-Пурана» («величайшая Пурана»). Четыре Веды сравнивают с деревом, Веданту - с цветком этого дерева, а «Шримад Бхагаватам» известен как «зрелый плод древа ведического знания». Другое его название - «Бхагавата-Пурана» - «Пурана, в полной мере раскрывающая знание об Абсолюте (Бхагаване)».

«Шримад-Бхагаватам» рассказывает как об устройстве и сотворении материальной вселенной, так и науку о духовном мире, Абсолюте и его воплощениях в разные эпохи. Он повествует о принципах возвращения живого существа в духовный мир.

В «Веданта-сутре» содержится только намек на то, что такое Брахман, Абсолютная Истина: «Абсолютная Истина - это то, из чего все исходит». Если все исходит из Абсолютной Истины, то какова природа Абсолютной Истины? Это разъясняется в «Шримад-Бхагаватам».

Упаведы - прикладные Веды

Упаведы - вспомогательные Веды, которые включают разнообразные материальные знания. Например, в «Аюр-веде» излагается медицинское знание, в «Дханур-веде» излагаются принципы воинского искусства, в «Джйотир-веде» - астрология, «Ману-самхита» - свод законов прародителя человечества Ману. В Ведах можно найти также знания по архитектуре, логике, астрономии, политике, социологии, психологии, истории и т.д. Цивилизация многих народов в древности основывалась на Ведах, поэтому ее называют также ведической цивилизацией.

Шрути, смрити и ньяя - услышанное, запомненное, выведенное логически

Традиционной является также деление ведических писаний на три группы:

Шрути, Смрити и Ньяя

Шрути («то, что постигают путём слушания»): 4 Веды и Упанишады.

Смрити («то, что надо запомнить»; традиция, или то, что воспроизводится по памяти; то, что было осознано мудрецами, пропущено через себя, понято и объяснено):

Пураны, Итихасы.

Ньяя - логика («Веданта-сутра» и другие трактаты).

Вся ведическая литература делится на четыре группы:

Самхиты,
Брахманы,
Араньяки,
Упанишады.
Такое членение отражает историческую последовательность развития данной литературы: древнейшими являются Самхиты, а произведения остальных групп представляют собой комментарии и дополнения к Самхитам, составленные в более позднее время. Поэтому Самхиты называют собственно Ведами. В широком же смысле слова Веды – это все четыре группы, весь комплекс ведической литературы.

Чтобы иметь правильное представление о структуре Вед , необходимо также учитывать, что каждая отмеченная выше группа ведической литературы не является единым целым. Самхиты – это четыре сборника: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Каждая Брахмана относится к определенной Самхите: Ригведа имеет свои Брахманы, Самаведа – свои и т.д. Араньяки и Упанишады непосредственно примыкают или к Самхитам, или к Брахманам: свои Упанишады или Араньяки имеет не только та или иная Самхита, но и та или иная Брахмана. Поскольку, однако, Брахманы имеют своим истоком Самхиты, относящиеся к Араньяки или Упанишады также примыкают к Самхитам. Следовательно, вся эта структура Вед в конечном счете определяется структурой Самхит. Поэтому иногда говорят: ведическая литература состоит из четырех Вед (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), а каждая Веда – из четырех частей (Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанишады).

Таким образом, в структуре Вед нашли отражение как исходное членение их на четыре Самхиты, так и основные ступени исторического развития всей ведической литературы. Важнейшим, однако, является исторический принцип. Рассмотрим кратко эпоху возникновения и развития Вед.

Несмотря на то что на протяжении весьма длительного времени – в Индии около двух с половиной тысяч лет, а в Европе около двух веков – ведологами было создано большое количество ценных в научном отношении исследований, многие вопросы, касающиеся возникновения и датировки Вед, остаются неясными. В литературе о Ведах (старой и новой) приводятся самые разнообразные данные (от V и даже VI тысячелетия до середины I тысячелетия до н.э.). Однако большинство современных ученых считает, что период ведической литературы охватывает собой около тысячи лет: середина второго – середина первого тысячелетия до н.э.

Много спорного имеется в освещении общественного строя Индии в период создания ведической литературы. Высказываются самые различные взгляды на характер индийского общества того времени. Нам кажется наиболее близкой к истине точка зрения советских индологов, изложенная во "Всемирной истории"

Во второй половине второго тысячелетия до н.э. в Индии, в долине и в областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада, складывалось классовое общество. Вопрос о том, что конкретно представляло собой это общество, до сих пор остается нерешенным. Хотя рабство в Индии было явлением весьма распространенным, оно не играло решающей роли в способе производства, как это имело место, например, в Древней Греции или Риме. Поэтому нельзя безоговорочно определить общественный строй Индии этого периода как рабовладельческий. К.Маркс говорил об "азиатском способе производства". В раскрытии конкретно-исторического содержания этого понятия следует, на наш взгляд, искать решение вопроса.

С усилением общественного неравенства, по мере роста и углубления классовых противоречий в Индии прежде равноправные свободные стали делиться на четыре группы, или варны (брахманы, кшатрии, вайшьи я шудры), различавшиеся по своему общественному положению, правам и обязанностям. Варну брахманов составили жрецы, варну кшатриев – преимущественно воины, варну вайшьев – земледельцы, ремесленники, торговцы. Низшую группу этой социальной организации составили шудры. К этому же времени относится, по-видимому, возникновение государства в Индии.

Следовательно, тысячелетняя эпоха, в которую складывалась ведическая литература, характеризуется существенными изменениями в устройстве общественной жизни населения Древней Индии. Различные ступени этого развития древнеиндийского общества нашли свое отражение в Ведах.

Самой ранней Ведой по времени ее составления и самой большой по объему (1028 гимнов, более 10500 стихов, что равно "Илиаде" и "Одиссее", вместе взятым) является Ригведа ("Веда гимнов"; "риг" – хвалебный стих, песнь, гимн). Она делится на десять книг, или мандал (букв. "круг", цикл). Гимны Ригведы складывались в отдельных родоплеменных группах и в ранних редакциях представляли собой, вероятно, плод коллективного творчества. Стихотворцы сочиняли "риги", в которых воздавали хвалу богам и силам природы. Явления природы рассматривались как могущественные, мудрые, милосердные, всеведущие, вездесущие, справедливые божества. К ним обращались с просьбами и мольбами, в надежде их умилостивления приносились жертвы. Считалось, что человека, его благополучие и долголетие, успех и богатство, блаженство и счастье полностью зависят от этих жертв.

Прошли многие столетия, и составленные в различное время и в различных районах Индии гимны были сведены в особые сборники – Самхиты. По справедливому замечанию академика Ф.Ф.Фортунатова, составители самхиты Ригведы
"руководились желанием предохранить гимны от порчи или забвения и вовсе не имели в виду целей литургических; на это указывает как объем сборника, так и разнообразный характер его гимнов, в которых иные не имеют отношения к богопочитанию. В позднейшей практике произнесение священных гимнов Ригведы было также соединено с отправлением обрядов жертвоприношения (как и произнесение yajus и sāman5) и лежало на обязанности жреца... Но не в этом состояло первоначальное назначение сборника"6.

Легендарные собиратели гимнов и составители Вед именовались риши (стихотворцы, мудрецы). Риши – это не исторические личности; в ведической литературе они выступают то как авторы гимнов, то как их персонажи.

Другие самхиты имеют гораздо меньшее самостоятельное значение, чем Ригведа. Так, вторая самхита – Самаведа ("Веда напевов") – это сборник мелодий, сочиненных преимущественно на стихи Ригведы: 1474 стиха из общего числа 1594 имеются уже в Ригведе. Третья самхита – Яджурведа ("Веда жертвоприношений") – также во многом дублирует Ригведу. Четвертая самхита – Атхарваведа ("Веда заклинаний") – значительно отличается от остальных. Ее гимны носят характер заклинаний7. Согласно ведийской традиции первые три самхиты считаются наиболее "авторитетными", подлинными Ведами. Атхарваведа же, по мнению ряда ученых, была оформлена позднее и возникла в другой социальной среде8. Если в Ригведе речь идет о периоде покорения арийскими племенами неарийских племен, то Атхарваведа повествует о том времени, когда происходило "смешение арийских и неарийских идеалов", т.е. были синтезированы воззрения различных народностей. Атхарваведа может служить источником для изучения эволюции философских и религиозных идей на протяжении первого периода ведической литературы. Самхиты поэтому представлены в настоящем издании извлечениями из Ригведы и Атхарваведы.

Брахманы (т.е. , написанные брахманами и для брахманов) представляют собой комментарии к самхитам, имеющие в основном ритуальный характер. Их появление было вызвано изменившимися условиями жизни общества, прежде всего, по-видимому, усилением социального неравенства, развитием системы варн. Кроме того, с течением времени многие из текстов Вед стали непонятными, значительно усложнился и во многом изменился религиозный культ, ритуал. Исполнение обязанностей жреца стало профессией. Изменился смысл жертвоприношений. Теперь речь шла не о задабривании богов, а о том, чтобы с помощью жертвы заставить бога дать то, что люди считали нужным. Жертвоприношение, можно сказать, приобретало большее значение, чем сами боги.

Брахманы, как литература комментаторская, в философском плане не имеют большой ценности. Тем не менее, поскольку они являются связующим звеном между Самхитами и Упанишадами и в них получают свое дальнейшее развитие некоторые важные категории древнеиндийской философии, в данный сборник включены краткие извлечения из Брахман (преимущественно из Шатапатха-брахманы).

Позднее других частей Вед были составлены Араньяки и Упанишады. Араньяки (букв. "лесные"; лесные тексты) – это в основном поведения для отшельников, стариков, которые удалялись в лесные скиты или в отшельнические шалаши, чтобы доживать там свой век в философском размышлении об истине и ее природе. В настоящем издании им уделено небольшое место.

Упанишады – собственно философская часть Вед. Это не книги и не философские трактаты в современном смысле этого слова, а собрания текстов, сочиненных различными и в большинстве своем безымянными авторами в различное время на различные темы. Каждый текст представляет собой более или менее краткое изложение философских размышлений того или иного автора, выступающего под именем (или от имени) легендарного или полулегендарного мудреца. Не удивительно поэтому, что тексты неоднородны по содержащейся в них трактовке мировоззренческих проблем: в них можно обнаружить две тенденции – материалистическую и идеалистическую. Упанишады, охватывающие довольно большой исторический период, обычно делят на "ранние" и "поздние". К числу ранних (древнейших) относятся упанишады: Чхандогья, Брихадараньяка, Айтарея, Каушитака, Тайттирия и Кена.

Ведическая литература по своему содержанию исключительно богата и разностороння. Она имеет огромное значение для исследования истории философии, права, психологии, этики, эстетики, языка, естествознания и, наконец, самих форм общественной жизни Древней Индии. Понятно, что в настоящей статье мы не ставим своей целью дать всестороннюю характеристику Вед, а лишь отметим некоторые аспекты ведической литературы как источника для изучения истории индийской философии (в соответствии с этим и осуществлена подборка текстов).

Рассказать друзьям