Железная дорога стефенсона. Джордж стефенсон краткая биография

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Джордж Стефенсон, один из выдающихся изобретателей и конструкторов в области железнодорожного транспорта, родился в семье шахтера Роберта Стефенсона в горняцком поселке Вайлем, недалеко от Ньюкасла, крупного центра каменноугольной промышленности Англии. С ранних лет Джордж должен был вносить свою лепту в скудные доходы семьи. Он работал и пастухом, и погонщиком лошадей при подъемном вороте, и кочегаром, и машинистом при паровом двигателе.

До 18 лет юноша оставался неграмотным, как и большая часть ньюкаслских шахтеров. Потом он после тяжелого, долгого рабочего дня стал посещать вечернюю начальную школу. Однако основные знания по арифметике, механике и другим техническим наукам Стефенсон приобрел самостоятельно. А в редкие часы досуга он изобретал различные устройства.

В 1802 г. Стефенсон обосновался в поселке Уиллингтон, где ему поручили управлять паровой подъемной машиной. Дежуря по ночам у машины, Стефенсон не терял ни минуты, усердно занимаясь бесконечными математическими расчетами или … починкой обуви шахтерам - ему необходимы были средства на учение.

В 1805 г. Стефенсон с женой и сыном переехал на Уэстмурскис копи, где стал работать механиком при большой подъемной паровой машине. Здесь на него обрушилось несчастье - после тяжелой болезни умерла жена, а через год струя горячего пара выжгла глаза его отцу.

Началась жизнь, полная лишений. В эти годы Стефенсон, проявив упорство и настойчивость, настолько пополнил свои знания, что стал решать технические задачи, доступные лишь специалисту-инженеру. Управляющие копями обратили на него внимание и назначили механиком всех копей.

Зная по опыту, какое огромное значение имеет систематическое образование, Стефенсон приложил все силы к тому, чтобы сын его стал квалифицированным инженером. Это требовало расходов, огромных для средств семьи Стефенсона. И механик больших копей чинил обувь соседям, исправлял часы - словом, не отказывался ни от какой работы, лишь бы достать деньги на обучение сына. Помогая сыну готовить уроки, Стефенсон пополнял и свои знания по алгебре, тригонометрии, физике, химии.

В 1813 г. Джордж Стефенсон, которому в то время было 32 года, впервые занялся устройством «самодвижущейся паровой машины» - паровоза. Он решил, используя опыт предыдущих конструкторов паровозов, создать более совершенную машину.

В июле 1814 г., после десятимесячной работы, Стефенсон закончил первый паровоз для Киллингуортской рельсовой дороги. По устройству котла, расположению цилиндров и системе передачи он напоминал некоторые из предшествующих типов паровозов и был недостаточно мощным. На первом испытании паровоз передвигал состав весом в 30,5 Т, развивая скорость до 6 км/час. После года эксплуатации паровоз Стефенсона дал лишь небольшую экономию, и расчетливые хозяева предпочли пока сохранить конную тягу на рельсовых путях.

Но Стефенсон не унывал. Он настойчиво продолжал работать.

В 1816 г. изобретатель создал трехосный паровоз «Киллингуорт», который мог вести состав весом 50 Т со скоростью 10 км/час. Преимущество паровозов перед конной тягой становилось явным.

Хозяев смущало основное требование Стефенсона - одновременно с паровозами улучшать и путь. Ведь чугунные рельсовые дороги, рассчитанные на конную тягу, были слишком слабыми и несовершенными для локомотивной тяги. Это требовало больших дополнительных расходов, а хозяева на них скупились. Однако грузок на шахтах и заводах перевозилось все больше, и некоторые владельцы решили рискнуть. Стефенсону стали поручать переоборудование конных рельсовых дорог на паровую тягу. В 1830 г. была открыта знаменитая дорога Манчестер-Ливерпуль протяженностью 48 км.

Борьба за постройку этой дороги - одна из самых волнующих страниц в славной биографии талантливого сына английского народа. Это была решительная победа пара на сухопутном транспорте и начало новой железнодорожной эры.

Успехам Стефенсона содействовало быстрое развитие английской промышленности. Крупное машинное производство нуждалось теперь в новых, более совершенных средствах передвижения. Владельцы манчестерских фабрик и ливерпульские купцы стали поддерживать планы строительства железных дорог с паровой тягой. Против них выступали самые реакционные силы - помещики и духовенство.

Понадобилась непреклонная убежденность, энергия, настойчивость Стефенсона, чтобы довести строительство железной дороги до конца. Хозяева постоянно подводили его, враги подвергали яростной травле.

Однажды все решили, что и упрямый Стефенсон отступит: на пути лежало торфяное болото шириной 6,5 км. Стефенсон распорядился соорудить легкую насыпь, которая держалась бы на поверхности болота, как понтонный мост. «Потонет! Болото существует с сотворения мира!» - злорадствовали враги. И в одном месте насыпь действительно стала уходить под воду. Стефенсон распорядился сыпать в этот бездонный провал мох, фашинник и торф. Три с половиной года непрерывный поток тачек подвозил материалы к проклятому болоту. И воля Стефенсона победила. Рельсовый путь пересек болото и не давал ни малейшей осадки.

Сын Стефенсона Роберт, вернувшись из Южной Америки, где он провел несколько лет, помог отцу завершить строительство. На заводе в Ньюкасле они организовали постройку паровозов нового типа. На испытаниях паровозов лучшего типа победил стефенсоновский паровоз «Ракета». Важнейшей особенностью «Ракеты» было применение парового котла с двадцатью пятью дымогарными трубами. По этим трубам шли раскаленные топочные газы. Они отдавали свое тепло воде в котле, что значительно увеличивало поверхность нагрева. Котлы первых паровозов имели обычно одну прямую жаровую трубу.

После 1830 г. отец и сын Стефенсоны стали всемирно признанными авторитетами по железнодорожному строительству. Они участвовали в постройке многих важных дорог в Англии и за границей.

Особенно гордился Джордж Стефенсон Норт-Мидлэндской линией между Лондоном и Эдинбургом. Дорога шла 115 км по сильно пересеченной гористой местности, по 200 мостам и через 7 туннелей.

Стефенсоновские паровозы экспортировались в Бельгию, Францию, Германию, США. В 1834 г. на заводе Роберта Стефенсона был построен трехосный паровоз, названный «Патентовладелец». Он получил большое распространение в Англии и за ее пределами.

Джордж Стефенсон принимал живое участие в нескольких научно-технических обществах, рассматривал новые изобретения, консультировал сооружение новых дорог и т. д.

Но при этом он упорно отклонял присвоение ему каких-либо званий или титулов. Гордый своим простым происхождением, Стефенсон писал, что не хочет «этих пустых добавок к своему имени».

Судьба Стефенсона - это волнующая повесть о славном сыне английского рабочего класса, который в тяжких условиях капиталистической Англии времен промышленного переворота добился решающих успехов благодаря своему таланту, неиссякаемой энергии, самоотверженности и железной воле.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Англичанин Джордж Стефенсон - „отец железных дорог” - принадлежит к числу наиболее популярных представителей инженеров. Стефенсон родился в бедной шахтерской семье в Уайлеме, работать начал с десяти лет жизни, сначала пас коров, потом служил погонщиком лошадей на шахте, а затем, в возрасте семнадцати лет, был приставлен к обслуживанию парового насоса. Юноша быстро ознакомился с действием всех механизмов и устройств находившихся на шахте, так что в случае нужды умел быстро исправить их повреждения. Вскоре он научился даже чинить часы, Сэкономленные деньги он расходовал на обучение чтению и письму.

Необыкновенные технические способности и изобретательность Стефенсона, обратили на него внимание начальства, поэтому уже в 1812 году руководство шахты назначило его главным механиком Киллингуортских угольных копей с жалованием 100 фунтов в год. Наибольшие трудности в те времена представлял транспорт угля - молодой инженер посвятил много времени этой проблеме. Первое его достижение на этом поприще - установка паровой машины, которая с помощью каната передвигала вагоны по пути из шахты в Киллингуорт, порт, находящийся на расстоянии около 14 километров.

В своих работах по использованию пара на транспорте Стефенсон опирался на труды Ричарда Тревитика (1771-1833), который еще в начале XIX века утверждал, вопреки господствовавшему тогда мнению, что будущее принадлежит железнодорожному транспорту. Стефенсон был убежден в правоте Тревитика и на протяжении всей своей жизни последовательно внедрял железнодорожное сообщение в практику промышленности. Результаты превзошли самые смелые ожидания.

В 1814 году Стефенсон построил первый паровой локомотив „Блюхер”, который тянул за собой поезд из восьми вагонеток общим весом 30 тонн, со скоростью 6,4 км/час. Этот результат со всей очевидностью показал рентабельность нового транспортного средства и вскоре примеру Киллингуорта последовали другие угольные копи Англии. Что касается Стефенсона, то он, постепенно улучшая и совершенствуя свои паровозы, стал известен в промышленных кругах Англии как изобретатель и талантливый конструктор.

В 1823 году Стефенсону поручили строительство общедоступной железной дороги с конной тягой для перевозки пассажиров и товаров между городами Стоктон и Дарлингтон. Стефенсон убедил акционеров, финансировавших это строительство, допустить кроме конной тяги - паровую.

Строительство было закончено в 1825 году, причем на дороге одновременно существовали три вида тяги: конная, паровозная и канатная при помощи стационарной паровой машины. На этой же линии Стефенсон впервые в истории техники построил в 1823 году железный железнодорожный мост. Новая линия была открыта 27 сентября 1825 года. Поезд из 34 вагонеток общим весом 90 тонн с паровым локомотивом Стефенсона „Передвижение” прошел со скоростью, доходившей до 20 км/час. Этот день считается днем основания железнодорожного сообщения. Стефенсон выбрал для этой линии ширину колеи 1435 мм.

Эта ширина — 1435 мм — принята теперь на большинстве железных дорог мира.

Первая железная дорога работала превосходно, поэтому Стефенсону предложили построить новую железнодорожную линию Ливерпуль-Манчестер и провести соответствующие изыскания. Стефенсон превратился в высококвалифицированного инженера путей сообщения: он определял будущую трассу железнодорожных линий, продольный и поперечный профили, решал вопросы преодоления препятствий. В 1826 году на линии Ливерпуль-Манчестер он построил первый железнодорожный туннель. Являясь одновременно конструктором паровозов, Стефенсон стал универсальным экспертом по всем проблемам нового вида транспорта.

Однако на пути к дальнейшему развитию железных дорог выросло неожиданное препятствие. Товарищества пароходства по водным путям сообщения на участке между Ливерпулем и Манчестером, опасаясь за свои прибыли, развернули пропаганду против железной дороги. В печати появилось множество резких статей. Выдвигались, например, такие аргументы, что будто бы железная дорога помешает выпасу скота, повредит молочности коров и носке яиц курами; возможность взрыва котла грозит жизни пассажиров, паровозный дым закроет и отравит птиц, искры станут причиной возникновения пожаров и т. п. Впрочем, последний из этих аргументов не лишен оснований. Дело о строительстве железнодорожной линии Ливерпуль-Манчестер стало предметом обсуждения в парламенте.

Однако, в конце концов, результаты полученные новым локомотивом Стефенсона „Ракета” на специальном конкурсе, организованном 8 октября 1829 года на равнине вблизи Рейнхилла окончательно убедили общественное мнение в преимуществах паровозной тяги над конной. „Ракета” развила скорость до 48 км в час. Железнодорожная линия Ливерпуль-Манчестер поступила в эксплуатацию в 1830 году и тем открыла эпоху блестящего развития железных дорог. Спустя всего лишь десять лет, в 1840 году, общая протяженность железнодорожных линий в мире превысила 9000 километров. В том числе в Англии - 3500 км, Германии - 580 км, Франции - 500 км, в Соединенных Штатах Америки - 4500 км. В развитии железных дорог деятельное участие принимал Стефенсон. Вместе со своим сыном Робертом (1803-1859) он построил многочисленные железнодорожные линии в Англии, консультировал подобные строительства в Бельгии и Испании.

Кроме того, Стефенсон усовершенствовал паровоз. Еще в 1831 году он построил паровоз „Планета” с двумя цилиндрами, размещенными симметрично по обеим сторонам котла, в котором находилось 129 жаровых труб. В 1837 году Стефенсон применил примитивное устройство, а в 1842 году улучшил его; устройство это позволяло давать на паровозе задний ход и свободно регулировать поступление пара в цилиндры. Стефенсон поставил несколько паровозов в Соединенные Штаты Америки.

Последние годы жизни Джордж Стефенсон провел в уютном Тептон Хоуз, где занялся садоводством и сельским хозяйством.

Сын Джорджа, Роберт Стефенсон, не только сотрудничал с отцом при строительстве железных дорог и локомотивов, но сам создал много инженерных конструкций, в основном железнодорожных мостов. В частности, в 1850 году он построил мост Британия Бридж, коробчатого сечения, пролетом 153 м., через пролив Менай. Кроме того, Роберт Стефенсон занимался горной промышленностью. В 1847 году он стал членом парламента.

К тому времени на крупных предприятиях активно использовалась конная тяга, применение которой существенно ограничивало вес составов с грузом, да и скорость транспортировки была невелика. Это вскоре привело многих владельцев крупных предприятий к мыслям о начале применения в транспортировке грузов паровых машин, в том числе и движущихся по рельсам. Также началом применения в промышленности паровоз обязан был и французскому императоруНаполеону , а точнее еговойнам , из-за которых возросли цены на зерновые, в том числе и на корма. Из-за этого значительно вздорожало содержание лошадей. В1811 году предпринимается попытка применения паровоза для вождения вагонеток с углём, но лёгкий паровоз не смог потянуть тяжёлый состав, а сталбоксовать на месте. В 1813 году создаётся паровоз «Пыхтящий Билли », который водил поезда лишь за счёт силы сцепления гладких колёс с гладкими рельсами. Паровоз был неуклюж и медлителен, но многие инженеры усмотрели в нём серьёзную конкуренцию лошадям. Среди них был и мало кому тогда ещё известный машинный мастерДжордж Стефенсон .

Джордж Стефенсон родился в Англии в семье шахтёра.

С 8 лет работал по найму. Всё детство Стефенсона прошло у деревянной колейной дороги длиной несколько миль. Она использовалась для вывоза угля с шахты на вагонетках с конной тягой и фактически была прародительницей современных железных дорог. В 18 лет научился читать и писать и путём упорного самообразования приобрёл специальность механика по паровым машинам. В 1812 году перестал заниматься только обслуживанием паровых машин и приступил к самостоятельному их проектированию.

Чтобы облегчить вывоз угля на поверхность, он сначала построил паровую машину, которая с помощью каната тянула вагонетки. А в 1814 году Стефенсон спроектировал свой первыйлокомотив , предназначенный для буксировки вагонеток с углём. Это был первый в мире удачный опыт постройки локомотива, использующего для создания тягового усилия силу трения между гладкими колёсами и гладкими металлическимирельсам и.Он мог вести состав общим весом до 30 тонн. Машина получила название «Блюхер ». С этих пор строительство паровозов стало главным делом его жизни.

Опыты Стефенсона получили признание, и в 1820 году его привлекли к проектированию и строительству 13-километровой железнодорожной линии. Эта дорога стала первой, на которой удалось полностью отказаться от мускульной силы животных в пользу механической тяги.

В 1823 году Стефенсон основал в Ньюкасле первый в мире паровозостроительный завод . «Локомоушн», управляемый самим Стефенсоном, провёл состав, нагруженный 80 тоннами угля и муки. 15 километров поезд преодолел примерно за два часа, показав среднюю скорость порядка 7,5 км/ч, но на некоторых участках он разгонялся до 39 км/ч. Помимо груза в составе поезда был открытый пассажирский вагон «Эксперимент», в котором ехали члены приёмочной комиссии. Это был первый в мировой практике случай использования железной дороги с паровой тягой для перевозки пассажиров.

В 1836 году Стефенсон организовал в Лондоне проектную контору, ставшую научно-техническим центром железнодорожного строительства. В 1847 году Стефенсон стал первым президентом Института инженеров-механиков. К этому времени он практически отошёл от дел.

По проектам Стефенсона стали строиться паровозы и в других странах. Он принадлежал к тем счастливым изобретателям, кому довелось при жизни увидеть воплощёнными свои замыслы.

Построенный в 1825 году паровоз Стефенсона «Локомоушн № 1» уцелел до настоящего времени.

Портрет Джорджа Стефенсона был помещён на банкнотах Великобритании достоинством 5 фунтов стерлингов .

Существует утверждение, что Николай I в молодости посетил Англию, где в 1816 году встретился со Стефенсоном, попробовал себя в роли кочегара и прокатился напаровозе .

Биография

Начало карьеры

Джордж Стефенсон родился в Уилэме (англ. Wylam , графство Нортамберленд), в 15 километрах от Ньюкасл-апон-Тайн (англ. Newcastle upon Tyne ) в семье шахтёра.

С 8 лет работал по найму. Всё детство Стефенсона прошло у построенной в году от Уилэма до реки Тайн деревянной колейной дороги длиной несколько миль. Она использовалась для вывоза угля с шахты на вагонетках с конной тягой и фактически была прародительницей современных железных дорог. В 18 лет научился читать и писать и путём упорного самообразования приобрёл специальность механика по паровым машинам. В году Стефенсон устроился на работу машинистом угольной шахты. В течение следующих десяти лет он занимался изучением паровых двигателей . В году перестал заниматься только обслуживанием паровых машин и приступил к самостоятельному их проектированию. В возрасте 31 года его назначили главным механиком угольных копей. Здесь Стефенсон в году разработал рудничную лампу оригинальной конструкции, получившую название «Лампа Джорди». (Она была изобретена практически одновременно с «Лампой Дэви », предложенной английским учёным Гемфри Дэви . До сих пор не известно, какая из конструкций была первой.)

Проектирование паровозов

Паровоз "Блюхер", 1814

Паровоз Стефенсона, построенный для Геттонских копей в 1822 г. и работавший до 1903 года.

Паровоз "Локомоушн".

Чтобы облегчить вывоз угля на поверхность, он сначала построил паровую машину, которая с помощью каната тянула вагонетки. А в году Стефенсон спроектировал свой первый локомотив , предназначенный для буксировки вагонеток с углём для рудничной рельсовой дороги. Это был первый в мире удачный опыт постройки локомотива, использующего для создания тягового усилия силу трения между гладкими колёсами с ребордами и гладкими металлическими рельсам . Он мог вести состав общим весом до 30 тонн. Машина получила название «Блюхер» (нем. Blücher ) в честь прусского генерала Гебхарда Леберехта фон Блюхера (нем. Gebhard Leberecht von Blücher ), прославившегося своей победой в битве с Наполеоном при Ватерлоо .

С этих пор строительство паровозов стало главным делом его жизни. В следующие пять лет Стефенсон построил ещё 16 машин.

Опыты Стефенсона получили признание и в году его привлекли к проектированию и строительству 13-километровой (8 миль) железнодорожной линии от угольной шахты Хэттон (англ. Hetton ) до Сандерлэнда (англ. Sunderland ). На ней использовалась комбинированная тяга: в одном направлении (вниз) состав двигался под действием сил гравитации , а обратно (наверх) затягивался с помощью парового локомотива. Эта дорога стала первой, на которой удалось полностью отказаться от мускульной силы животных в пользу механической тяги.

Ученик Стефенсона Джозеф Лок (англ. Joseph Locke ) стал главным инженером многих железных дорог Англии, включая Grand Junction Railway - GJR ; позже – членом Парламента.

  • Построенный в 1825 году паровоз Стефенсона «Локомоушн № 1» уцелел до настоящего времени. Он использовался по назначению до 1857 года, а сейчас экспонируется в Дарлингтонском железнодорожном музее.
  • В году, в честь 150-летия создания паровоза «Ракета» , в Англии была построена его действующая копия. Она немного отличается от оригинала укороченной дымовой трубой. Это вызвано тем, что за прошедшие полтора столетия высота насыпи в Рэйнхилле (англ. Rainhill ) заметно увеличилась, оставив меньший просвет под мостом.
  • Портрет Джорджа Стефенсона был помещён на банкнотах серии Е Государственного банка Великобритании достоинством £5. В обращении эти купюры находились с 7 июня года по 21 ноября года.

Ссылки

  • Биография (англ.)
  • Биография (англ.)
  • Биография (англ.)

Литература

  • Забаринский П. Стефенсон . (Из серии «Жизнь замечательных людей») - М: Журнально-газетное объединение, 1937. - с. 366.
  • Виргинский В.С. Стефенсон Джордж. 1781–1848 - М: Наука, 1964. - с. 214.
  • Абрамов Я. Джордж Стефенсон и Роберт Фултон, их жизнь и научно-практическая деятельность // Гутенберг. Уатт. Стефенсон. Фултон. Дагер Ньепс. Эдисон. Морзе. Биографические повествования. (Из серии «Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Флорентия Павленкова») - Челябинск: Урал, 1996. - с. 438 - ISBN 5-88294-066-4

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Джордж Табори
  • Джордж Тенет

Смотреть что такое "Джордж Стефенсон" в других словарях:

    Стефенсон, Джордж - Джордж Стефенсон George Stephenson … Википедия

    Стефенсон Джордж - Стефенсон, Стивенсон (Stephenson) Джордж (9.6.1781, Уайлем, Нортамберленд, ‒ 12.8.1848, Тэптон Хаус, Честерфилд), английский конструктор и изобретатель, положивший начало развитию парового ж. д. транспорта. Родился в семье шахтёра, с 8 лет… …

    Стефенсон, Роберт - Роберт Стефенсон Robert Stephenson Д … Википедия

    Стефенсон - Стивенсон (Stephenson) Джордж (9.6.1781, Уайлем, Нортамберленд, 12.8.1848, Тэптон Хаус, Честерфилд), английский конструктор и изобретатель, положивший начало развитию парового ж. д. транспорта. Родился в семье шахтёра, с 8 лет работал по… … Большая советская энциклопедия

    Стефенсон - фамилия. Известные носители: Стефенсон, Джордж (1781 1848) известный английский инженер конструктор, внёсший крупный вклад в развитие паровозостроения. Стефенсон, Роберт (1803 1859) английский инженер строитель, сын Джорджа Стефенсона. См. также… … Википедия

    СТЕФЕНСОН (Stephenson) Джордж - СТЕФЕНСОН (Стивенсон) (Stephenson) Джордж (1781 1848) изобретатель, положивший начало паровому железнодорожному транспорту. С 1814 строил паровозы, создал первые практически пригодные образцы, в т. ч. Ракету (1829). Построил первую железную… … Большой Энциклопедический словарь

    Стефенсон, Джордж - СТЕФЕНСОН (Стивенсон) (Stephenson) Джордж (1781 1848), английский изобретатель, положивший начало паровому железнодорожному транспорту. С 1814 строил паровозы, создал первые практически пригодные образцы: Передвижение (1825) для железной дороги… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Биография

Начало карьеры

Джордж Стефенсон родился в Уилэме (англ. Wylam , графство Нортамберленд), в 15 километрах от Ньюкасл-апон-Тайн (англ. Newcastle upon Tyne ) в семье шахтёра.

С 8 лет работал по найму. Всё детство Стефенсона прошло у построенной в году от Уилэма до реки Тайн деревянной колейной дороги длиной несколько миль. Она использовалась для вывоза угля с шахты на вагонетках с конной тягой и фактически была прародительницей современных железных дорог. В 18 лет научился читать и писать и путём упорного самообразования приобрёл специальность механика по паровым машинам. В году Стефенсон устроился на работу машинистом угольной шахты. В течение следующих десяти лет он занимался изучением паровых двигателей . В году перестал заниматься только обслуживанием паровых машин и приступил к самостоятельному их проектированию. В возрасте 31 года его назначили главным механиком угольных копей. Здесь Стефенсон в году разработал рудничную лампу оригинальной конструкции, получившую название «Лампа Джорди». (Она была изобретена практически одновременно с «Лампой Дэви », предложенной английским учёным Гемфри Дэви . До сих пор не известно, какая из конструкций была первой.)

Проектирование паровозов

Паровоз "Блюхер", 1814

Паровоз Стефенсона, построенный для Геттонских копей в 1822 г. и работавший до 1903 года.

Паровоз "Локомоушн".

Чтобы облегчить вывоз угля на поверхность, он сначала построил паровую машину, которая с помощью каната тянула вагонетки. А в году Стефенсон спроектировал свой первый локомотив , предназначенный для буксировки вагонеток с углём для рудничной рельсовой дороги. Это был первый в мире удачный опыт постройки локомотива, использующего для создания тягового усилия силу трения между гладкими колёсами с ребордами и гладкими металлическими рельсам . Он мог вести состав общим весом до 30 тонн. Машина получила название «Блюхер» (нем. Blücher ) в честь прусского генерала Гебхарда Леберехта фон Блюхера (нем. Gebhard Leberecht von Blücher ), прославившегося своей победой в битве с Наполеоном при Ватерлоо .

С этих пор строительство паровозов стало главным делом его жизни. В следующие пять лет Стефенсон построил ещё 16 машин.

Опыты Стефенсона получили признание и в году его привлекли к проектированию и строительству 13-километровой (8 миль) железнодорожной линии от угольной шахты Хэттон (англ. Hetton ) до Сандерлэнда (англ. Sunderland ). На ней использовалась комбинированная тяга: в одном направлении (вниз) состав двигался под действием сил гравитации , а обратно (наверх) затягивался с помощью парового локомотива. Эта дорога стала первой, на которой удалось полностью отказаться от мускульной силы животных в пользу механической тяги.

Ученик Стефенсона Джозеф Лок (англ. Joseph Locke ) стал главным инженером многих железных дорог Англии, включая Grand Junction Railway - GJR ; позже – членом Парламента.

  • Построенный в 1825 году паровоз Стефенсона «Локомоушн № 1» уцелел до настоящего времени. Он использовался по назначению до 1857 года, а сейчас экспонируется в Дарлингтонском железнодорожном музее.
  • В году, в честь 150-летия создания паровоза «Ракета» , в Англии была построена его действующая копия. Она немного отличается от оригинала укороченной дымовой трубой. Это вызвано тем, что за прошедшие полтора столетия высота насыпи в Рэйнхилле (англ. Rainhill ) заметно увеличилась, оставив меньший просвет под мостом.
  • Портрет Джорджа Стефенсона был помещён на банкнотах серии Е Государственного банка Великобритании достоинством £5. В обращении эти купюры находились с 7 июня года по 21 ноября года.

Ссылки

  • Биография (англ.)
  • Биография (англ.)
  • Биография (англ.)

Литература

  • Забаринский П. Стефенсон . (Из серии «Жизнь замечательных людей») - М: Журнально-газетное объединение, 1937. - с. 366.
  • Виргинский В.С. Стефенсон Джордж. 1781–1848 - М: Наука, 1964. - с. 214.
  • Абрамов Я. Джордж Стефенсон и Роберт Фултон, их жизнь и научно-практическая деятельность // Гутенберг. Уатт. Стефенсон. Фултон. Дагер Ньепс. Эдисон. Морзе. Биографические повествования. (Из серии «Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Флорентия Павленкова») - Челябинск: Урал, 1996. - с. 438 - ISBN 5-88294-066-4

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Джордж Стефенсон" в других словарях:

    Джордж Стефенсон George Stephenson … Википедия

    Стефенсон, Стивенсон (Stephenson) Джордж (9.6.1781, Уайлем, Нортамберленд, ‒ 12.8.1848, Тэптон Хаус, Честерфилд), английский конструктор и изобретатель, положивший начало развитию парового ж. д. транспорта. Родился в семье шахтёра, с 8 лет… …

    Роберт Стефенсон Robert Stephenson Д … Википедия

    Стивенсон (Stephenson) Джордж (9.6.1781, Уайлем, Нортамберленд, 12.8.1848, Тэптон Хаус, Честерфилд), английский конструктор и изобретатель, положивший начало развитию парового ж. д. транспорта. Родился в семье шахтёра, с 8 лет работал по… … Большая советская энциклопедия

    Фамилия. Известные носители: Стефенсон, Джордж (1781 1848) известный английский инженер конструктор, внёсший крупный вклад в развитие паровозостроения. Стефенсон, Роберт (1803 1859) английский инженер строитель, сын Джорджа Стефенсона. См. также… … Википедия

    СТЕФЕНСОН (Стивенсон) (Stephenson) Джордж (1781 1848) изобретатель, положивший начало паровому железнодорожному транспорту. С 1814 строил паровозы, создал первые практически пригодные образцы, в т. ч. Ракету (1829). Построил первую железную… … Большой Энциклопедический словарь

    Стефенсон, Джордж - СТЕФЕНСОН (Стивенсон) (Stephenson) Джордж (1781 1848), английский изобретатель, положивший начало паровому железнодорожному транспорту. С 1814 строил паровозы, создал первые практически пригодные образцы: Передвижение (1825) для железной дороги… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Рассказать друзьям